Север и рынок. 2015, N 1.

Инструментарий исследования В исследовании используется институциональный анализ практик и проективных стратегий сельских домохозяйств и предпринимателей. Социологические количественные и качественные методы позволили получить эмпирическую базу исследования, включающую: формализованные интервью домохозяйств; полуформализованные и неформализованные глубинные интервью предпринимателей; инновационные семинары по типу фокус-группы с представителями разных социальных групп, метод «кейс-стади». Результаты базируются на эмпирических данных экономико­ социологических исследований, реализованных в период 1996-2010 гг. в рамках ряда проектов РГНФ, РФФИ, Фонда Форда, МОНФ, ФЦП «Интеграция академической и вузовской науки». Экономико-статистический анализ с привлечением многомерного анализа данных (кластерный, факторный анализ, методика баз знаний) используется для построения типологий и классификаций экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности (домохозяйств и предпринимателей). Для измерения качества институтов используются анамнестический и диагностический концептуальные подходы [9]. Анамнестический подход изучает историю явления, процесса или предшествующие тенденции, куда относятся «динамические ряды», (количественный и качественный срезы). Диагностический - связан с анализом новой социальной реальности (структура, связи, отношения) через типологическое разнообразие явлений и процессов (многомерный количественный и качественный анализ). Предметные области исследования С начала 1990-х гг. в российском обществе происходило два параллельных процесса. С одной стороны, формировалась новая система экономических институтов, в рамках которой происходило развитие институциональной среды, обусловившей развитие различных форм экономической активности субъектов хозяйственной деятельности, в частности, трудовой и предпринимательской активности. Одновременно с этим происходило становление слоя новых субъектов хозяйствования. Эти процессы отражают трансформационные проблемы и успехи зарождающихся и эволюционирующих институциональных отношений новых экономических систем, что и определило предмет исследований, результаты которых представлены в статье. Новые институциональные правила стали стимулом для зарождения первых мотивационных трудовых и предпринимательских импульсов у населения, которые при сложившихся условиях оформлялись (или не оформлялись), а далее реализовывались (или не реализовывались) в экономической, и, в частности, предпринимательской активности. Развитие предпринимательской активности определяется рядом экзогенных и эндогенных факторов. К экзогенным факторам относятся институциональные правила, состояние рыночной среды, наличие земли, материальных ресурсов; к эндогенным - наличие мотивации к активности, образование, опыт, трудовая культура семьи [10]. Совокупность этих факторов обуславливает неоднородность и типологическое разнообразие поведенческих предпосылок и проективных стратегий со стороны социума. Проиллюстрируем эти процессы более детально на примере сельских сообществ. Сельская социальная среда отреагировала на приобретаемый опыт предпринимательства формированием двух групп социальных субъектов с разнополюсной мотиваций. Потенциально положительная мотивация носит условный характер и артикулируется в виде алгоритма: «да - если». Данные опроса сельских жителей Карелии1 демонстрируют, что более 30% сельских жителей согласились бы открыть собственное дело или заняться фермерством при создании благоприятных условий развития со стороны государства (наличии стартового капитала, снижении налогов, соблюдении гарантий, доступности цен на производственные ресурсы и организации сбыта продукции). Вместе с тем, среди селян представлен еще один тип - отрицательных мотивационных установок, артикулированных в виде алгоритма: «нет, потому что ». Не станут заниматься предпринимательством около 38% респондентов. Главные причины отказа от предпринимательской деятельности корреспондируют с деструктивными болезненными процессами на селе, которые дали толчок неоднозначной и разноплановой социально-экономической адаптации сельских сообществ к рынку [11]. Мотивационный профиль предпринимательства (начало). Слой ориентированных на предпринимательскую деятельность субъектов характеризуется внутренней неоднородностью по структуре мотивации. Первый мотив, который можно условно назвать «эксперимент », был вызван 1Опрос населения проводился в Пудожском районе в 2008 г. Объем выборки 1100 чел. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz