Север и рынок. 2015, N 1.

Методология исследования В настоящее время сохраняют высокую актуальность проблемы институционального развития территорий риска и регионов, наиболее уязвимых от проводимых реформ, куда в первую очередь относятся сельские территории. Отвечая на вызовы рыночных преобразований, российское село получило импульс для становления новых хозяйственных стратегий, новых систем экономических и социальных связей, отличающихся маневренностью и приспособленных к ситуации нестабильности. Но, столкнувшись с отсутствием четко разработанных институциональных правил и потеряв государственную поддержку, субъекты сельской экономики начали формировать модели поведения, неадекватные рыночным схемам, что вызвало резкое снижение производства в агроэкономике, дестабилизировало сельское сообщество в целом. По прошествии 23 лет реформ институциональная среда территорий риска все еще не стала благоприятной для функционирования бизнеса и не сформировала новую социальную среду, которая могла бы стать источником рождения экономических агентов, способных реализовывать модернизационные стратегии развития. В данном контексте на передний план выходит проблема качества институциональной среды. В настоящее время качество институтов оценивается преимущественно на страновом уровне с использованием макроэкономических инструментов на основе интегральных показателей и индикаторов, таких, например, как индекс институтов, индекс деловой активности [1], компаративная оценка качества российской институциональной среды на национальном и субнациональном уровне [2]. В разработках новосибирской научной школы [3] качество институтов рассматривается в контексте отношения к ним населения и власти. Качество институтов и социокультурную эволюцию России связывает Н.И.Лапин [4]. Г.Клейнер считает, что, оценивая качество институтов, необходимо учитывать поведенческие предпосылки, например, оппортунизм и иррациональность экономических агентов. [5]. В. Полтерович на основе эконометрических моделей обосновывает, что большинство стран, богатых природными ресурсами, используют их менее эффективно, нежели другие виды капитала и не имеет стимулов для формирования качественных институтов [6, 7].По мнению Д. Норта, содержание институтов, регулирующих деловое поведение, оказывает решающее влияние на темпы экономического развития. При этом важное значение имеет степень взаимосогласованности формальных и неформальных институтов [8]. При использовании данных подходов за рамками исследования остаются объектно­ предметные области мезо- и микроуровней. Проблема использования экономических переменных для оценки качества институтов состоит в том, что на них влияет множество других факторов. Использование дополнительных данных, полученных с помощью социологических методов, позволяет корректировать воздействие неинституциональных факторов. Использование больших массивов данных в комплексе с современными статистическими и корреляционными методами, факторным анализом, позволяют оценить качество институтов даже в условиях сильных «помех». Теоретическая новизна представленного в статье исследования заключается в обосновании и разработке концептуального подхода к оценке качества региональной институциональной среды. Операционализация понятия «качества институтов» осуществляется на базе гипотезы типологического разнообразия структурных элементов институциональной среды путем построения концептуальных измерительных моделей социально-экономического поведения субъектов хозяйствования и социальных установок акторов и групп интересов регионального сообщества. В качестве методологического посыла принимается, что между качеством институциональной среды региона и формами организации хозяйственной деятельности его экономических субъектов существует взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом задачу оценки качества институциональной среды можно отождествить с оценкой поведения экономических субъектов и реализовать через выявление его типологического разнообразия. Использование типологического подхода позволяет выявлять все многообразие распространенных практик организации социально­ экономической деятельности домохозяйств и предпринимателей (от инновационных до деструктивных) и через них получить количественную оценку качества региональной институциональной среды [9]. В качестве исходной принимается гипотеза, состоящая в том, что в настоящее время качество институциональной среды сельских территорий Российского Севера имеет не вполне удовлетворительные характеристики, отражающие среди распространенных практик адаптации и экономической активности доминирование малоэффективных и неоптимальных моделей поведения, что препятствует формированию модернизационных стратегий региона. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz