Север и рынок. 2015, N 1.
строительство огромных человеческих ресурсов; серьезное научное обоснование, масштабные предпроектные исследования; обоснованные прогнозы; государственно-частное партнерство, высокая транспарентность, активное общественное участие, курирование процесса реализации на всех стадиях осуществления проекта со стороны «главного стейкхолдера» - государства, выступающего в роли единого фондодержателя, что позволяло избегать неизбежных бюрократических препон, оперативно вносить необходимые коррективы, минимизировать репутационные, коррупционные и криминальные риски. Таким образом, мегапроекты призваны стать ключевыми пунктами, точками бифуркации территориального развития, открывающими возможность альтернативного выбора, при условии своевременного выявления возможных рисков. Они, в отличие от чисто финансовых инвестиций, обладают проактивным потенциалом, ориентированы на конкретный материальный результат, который должен оказать существенное пролонгированное влияние на преобразование экономического пространства. Российский опыт доказывает, что процессы реализации территориальных мегапроектов предполагают: масштабные предплановые исследования, компетентность разработчиков и исполнителей, известность и активность стейкхолдеров, наличие единого фондодержателя, эффективность новых и активность традиционных институтов развития, конвергенцию государственных и частных интересов, публичность, гласность, транспарентность, активное использование краудсорсинговых технологий, значимый общественный и интегральный эффект. Литература 1. Митрофанова И.В., Жуков, А.Н. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегапроектов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22. С. 2-10. 2. Жуков А.Н. Возможности и ограничения территориального мегапроектирования в современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 41. С. 33-39. 3. Шнипер Р.И., Маршалова А.С., Новоселов А.С. и др. Методологические положения разработки крупных территориальных программ. Новосибирск: Наука, 1988. 336 с. 4. Mitrofanova I., Batmanova V., Zhukov A. Analysis o f the experience o f the realization and the assessment o f the contemporary prospects o f the modernization and territorial megaprojects in Russia // Journal o f International Scientific Publications: Economy & Business. 2012. V. 6, Part 2. P. 142-152. 5. Жуков А.Н. Исторический опыт территориального мегапроектирования в России // Региональная экономика. Юг России. 2012. № 13. С. 218-230. 6. Митрофанова И.В., Жуков А.Н. Инфраструктурные мегапроекты Транссиб и БАМ: второе рождение // Вестник Южного научного центра. 2014.Т. 10, № 1. С. 79-89. 7. Кибалов Е.Б., Кин А.А. Проблема учета фактора неопределенности при оценке ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. 2007. № 3. С. 67-91. 8. Аганбегян А.Г., Шнипер Р.И. Региональные комплексные программы (на примере Сибири) // Программно-целевое управление социалистическим производством: вопросы теории и практики / Ред. коллегия: А.Г.Аганбегян, В.З.Мильнер, Г.Х.Попов. М.:Экономика, 1980. С. 83-110. 9. Mitrofanova Inna V., Batmanova Victoria V. Territorial megaprojects as a relevant tool o f the strategic territorial management: comparative analysis o f Russian and American experience // Economic and Social Development. 6th International Scientific Conference on Economic and Social Development and 3rd Eastern European ESD Conference: Business Continuity. Book o f Proceedings. Vienna, 24-25 April 2014. Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, Varazdin, Croatia, 2014. P. 312-322. 10. Mitrofanova Inna V., Batmanova Victoria V., Mitrofanova Inna A., Zhukov Aleksandr N. Siberia, East and Ural region of Russia: practice o f the realization o f territorial megaprojects o f the development o f problematic territories // La Pensee. Multidisciplinary Journal. 2014. V. 76, Issue 6, June 2014. P. 148-153. 11. Быков П. Давно такого не было // Эксперт. 2014. № 7. С. 14-17. 12. БАМ и Транссиб: вчера, сегодня, завтра. В эпицентре. Режим доступа: http://altairk.ru/new/economy/the_baikal-amur_and_trans-siberian_railway__yesterday__today__tomorrow (дата обращения 23.06.2014). 13. Путин даст старт строительству новой ветки БАМа . ТВ Центр. Режим доступа: http://news.rambler.ru/25746383/ ( дата обращения 08.09.2014). 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz