Север и рынок. 2015, N 1.
Изначально проект «УП-УП» включал комплекс взаимоувязанных мероприятий по созданию трех основных блоков: транспортного, энергетического и природно-ресурсного. Ядром транспортной инфраструктуры должна была стать железнодорожная магистраль по восточному склону Урала «Полуночное - Обская», которая в совокупности с уже строящимися линиями по кратчайшему пути связала бы промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечив выход к Северному морскому пути, к Норильску. В результате реализации проекта планировалось создать более 50 новых предприятий, 66 тыс. дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности, на транспорте, 3 тыс. - в лесной отрасли, 3.5 тыс. - в нефтедобыче [10, c. 149-150]. Мегапроект «УП-УП» был направлен на формирование в Арктике и на Полярном Урале крупного территориально-промышленного комплекса, считался лидером инновационных проектов на региональном уровне, способным обеспечить внедрение новейших технических и технологических достижений в транспортную, нефте- и газодобывающую, энергетическую отрасли. Поэтому в 2006 2010 гг. мегапроект был составной частью главных документов территориального развития России: долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, стратегии развития железнодорожного транспорта, долгосрочной концепции социально-экономического развития России [16, с. 128-130]. В 2006-2011 гг. структура управляющей компании мегапроекта формировалась на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Регионы Уральского ФО вошли в состав акционеров. Корпорация «УП-УП» существует с 2006 г., но реальные объекты появились только в 2011 г. В 2006 2009 гг. управляющая корпорация ничем, кроме подготовки проектной документации, не занималась. Было создано больше десятка дочерних предприятий, которые устойчиво генерировали убыток. С 2010 г. все локальные проекты, осуществлявшиеся в рамках общей концепции, выделили в отдельные блоки - транспортный, горнорудный и энергетический [17]. Транспортный и геологоразведочный блоки уральского мегапроекта изначально были тесно взаимосвязаны. Базу проекта разрабатывал Западно-Сибирский научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт. Но месторождения, на геологическую разведку которых было потрачено 8 млрд руб., оказались «сказами Бажова». Картина множества месторождений, соединенных железнодорожными ветками с промышленными предприятиями, новыми рабочими поселками и энергетическими объектами, нарисованная руководством Корпорации «УП-УП», осталась на бумаге. В результате затратных геологоразведочных работ по проверке прогнозных запасов горнорудного сырья стало очевидным, что прогнозы были некомпетентными и сильно преувеличенными [18, с.2-4]. К 2010 г. экономические расчеты показали грузовую нагрузку для первой магистрали всего 5 млн т из необходимых для ее загрузки 25 млн т. Поэтому от строительства широко разрекламированной главной магистрали мегапроекта - железнодорожного пути вдоль восточных склонов Уральского хребта между станциями Полуночная и Обская - было решено отказаться. Сегодня Корпорация развития сосредоточилась на строительстве пути Обская - Коротчаево (Северный широтный ход (СШХ)). Это часть незаконченной стройки советских времен - Трансарктической магистрали. Бюджетных средств на строительство СШХ выделено не будет. На сегодняшний день пропускная способность этой дороги составляет до 3-4 млн т грузов, после окончания строительства ожидается грузопоток до 20 млн т. Ребрендинг Корпорации «УП-УП» был связан не столько с расширением направлений ее деятельности, сколько с отходом от изначального целеполагания мегапроекта, что, собственно, и привело к ребрендингу. Ее преемник ОАО «Корпорация Развития» трансформировалась в сервисную компанию по обслуживанию топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, по строительству инфраструктурных объектов - транспортных, энергетических и социальных (жилье, детские сады, автомобильные дороги и т.д.). Уральский мегапроект по освоению природных запасов Полярного Урала за несколько лет своего существования превратился в конгломерат локальных инвестиционных проектов самой различной направленности - от оптоволоконной связи до переработки куриных яиц. По сути своей, стратегически значимый проект трансформировался в конгломерат не связанных единой концепцией локальных инвестиционных проектов, что многократно ослабило совокупный интеграционный эффект от его реализации. Проанализированный российский опыт реализации инфраструктурных мегапроектов доказывает, что факторами их успешности как в прошлом, так и в настоящем, были: вовлечение в их 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz