Север и рынок. 2015, N 1.

прогнозам специалистов Института экономики и развития транспорта1, к 2017 г. объем принимаемых грузов еще более увеличится. Этому во многом будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов, связанных с разработкой месторождений в зоне БАМа, а также увеличение объемов погрузки рядом промышленных компаний, таких как «Востсибуголь», Коршуновский горнообогатительный комбинат, предприятия лесоперерабатывающего комплекса, строящегося Тайшетского алюминиевого завода и нового целлюлозного завода в г.Братске. Все это потребует соответствующего развития инфраструктуры [12]. Летом 2013 г. Президентом РФ В.Путиным было заявлено, что Транссиб и БАМ уже достигли предела своих пропускных возможностей, так как в последние годы восточное направление стало привлекать огромные грузопотоки. В июле 2014 г. официально был дан старт модернизации Транссиба и строительству новой железнодорожной ветки БАМа ОАО «РЖД» уже приступила к строительству БАМа-2. Начало работ приурочено к 40-летию старта строительства Байкало­ Амурской железнодорожной магистрали [13]. В рамках решения государства о выделении средств на модернизацию железных дорог России была подготовлена «Программа первоочередных мер по развитию инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей». В границах Восточно-Сибирской железной дороги до 2017 г. предусмотрен ввод в эксплуатацию 30 двухпутных перегонов на однопутном участке БАМа, а также строительство 11 разъездов и 5 блокпостов. Правительством РФ уже согласована схема финансирования модернизации БАМа и Транссиба до 2018 г.: из выделяемых 562 млрд руб. на БАМ будет потрачено 362 млрд руб., 200 млрд руб. —на Транссиб. Распределение выделяемых средств: бюджет РФ — 110 млрд руб., Фонд национального благосостояния —150 млрд руб., средства РЖД —300 млрд руб. При этом 16 млрд руб. потребуется только для развития Западно-Сибирской железной дороги (расширение участков Кузбасс- Междуреченск и Кузбасс-Мариинск). Общий же объем финансирования развития магистралей оценивался в 1.2 трлн руб. (с учетом 560 млрд руб., выделение которых уже согласовано правительством и РЖД). Модернизация, по оценке экспертов, позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба к 2020 г. до 75 млн т грузов в год [14; 15]. Таким образом, устойчивое развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья, решение важных федеральных и региональных задач по использованию ресурсного, промышленного и транзитного потенциала Востока страны сегодня во многом связано с реализацией комплексного инфраструктурного проекта реконструкции БАМа и Транссиба. Но сохраняет свою актуальность проблема точной оценки запасов полезных ископаемых в зоне, без чего создание капиллярной инфраструктуры, примыкающей к БАМу, затруднительно. В результате модернизации БАМа станет возможным создать новый ТПК, главной специализацией которого станет добыча и переработка минерального сырья и развитие энергетики. Причины ребрендинга мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный». Разработка документации по проекту «Урал Промышленный - Урал Полярный» («УП-УП») началась еще в 2006 г. Проект был направлен на создание в Уральском федеральном округе нового экономического каркаса, формирование предпосылок для развития его проблемных регионов. В 2011 г. в «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 гг.»2 проект «УП-УП» уже был заявлен в качестве главного направления ее реализации, а перспективы развития экономики Уральского федерального округа (УрФО) связаны с созданием двух мегакластеров. Первый из них - западно-сибирский топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50% российского экспорта, направленный на развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии. Второй - это южный промышленный Урал как базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, в первую очередь, машиностроения, металлургии, оборонно-промышленного комплекса, включая ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), а также комплекс научно-исследовательских и образовательных центров. 1Институт экономики и развития транспорта —головная организация ОАО “Российский железные дороги” по проведению научных исследований и разработок в области экономики и стратегического развития транспорта 2 Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011г. № 1757-р. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz