Север и рынок. 2015, N 1.

УДК332.14 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ РОССИИ: ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА И.В.Митрофанова, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, г.Ростов-на-Дону, Россия; профессор кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета, г.Волгоград, (m itrofanova@volsu.ru) . А.Н.Жуков, преподаватель кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г.Волгоград, Россия (labser@volsu.ru) И.А.Митрофанова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, г.Волгоград, Россия (m itrofanovaia@ ram b ler.ru) Г.И.Старокожева, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Волгоградского государственного университета, г.Волгоград, Россия (stargala@yandex.ru) Аннотация. Феномен применения мегапроектов в качестве инструмента развития территорий пока мало изучен отечественной экономической наукой, следствием чего является дефицит исследований, направленных на комплексный, компаративный анализ процессов формирования и реализации территориальных мегапроектов в России и других странах. Авторы статьи поставили перед собой задачу отчасти восполнить этот пробел. Крупномасштабному инвестиционному проекту может быть придан статус мегапроекта в том случае, если он представляет собой долговременный капиталоемкий проект, сложный, затратный, с системным характером и значимостью реализуемых целей. В современной России реконструкция исторических и реализация новых территориальных мегапроектов как актуального инструмента стратегического территориального менеджмента становится проявлением современных институциональных, организационных и информационных трансформаций хозяйственного пространства глобальной экономической системы. В отличие от финансовых инвестиций, мегапроекты ориентированы на конкретный материальный результат, оказывающий существенное пролонгированное влияние на преобразование экономического пространства. На примере исторических инфраструктурных мегапроектов - строительство Транссиба и БАМа - исследованы причины их успешности или неудачи. Между тем, устойчивое развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья, решение важных федеральных и региональных задач по использованию ресурсного, промышленного и транзитного потенциала Востока страны сегодня во многом связано с реализацией комплексного инфраструктурного проекта реконструкции БАМа и Транссиба. В статье раскрыты планы Правительства РФ по модернизации этих инфраструктурных мегапроектов, что позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба к 2020 г. до 75 млн т грузов в год. Показаны этапы жизненного цикла и выявлены причины ребрендинга современного мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный», который был направлен на создание в Уральском федеральном округе нового экономического каркаса, формирование предпосылок для развития его проблемных регионов. Авторы пришли к выводу, что этот стратегически значимый проект трансформировался в конгломерат не связанных единой концепцией локальных инвестиционных проектов, что многократно ослабило совокупный интеграционный эффект от его реализации. Ключевые слова: стратегический менеджмент, территориальное развитие, территориальные мегапроекты Транссиб, БАМ, Программа «Урал Промышленный - Урал Полярный», ребрендинг, риски. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz