Север и рынок. 2015, N 1.

В этой ГП, естественно, нет европейской части РФ, но именно в рамках данной программы предусматривается основная часть мероприятий, направленных на транспортное развитие восточной части Арктической зоны РФ. ГП "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, реализуется на общих основания для всех регионов. Предусматривается только выделение дополнительного финансирования для г.Норильска. ГП "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы основное мероприятие "Организация и проведение комплексных исследований в высокоширотных районах Арктики, в том числе с использованием научно-исследовательских дрейфующих станций "Северный полюс". ГП "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, для арктических регионов отмечено только реконструкция Соловецкого монастыря. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018» не предусматривает особых мероприятий на территориях Арктической зоны РФ. ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы, предусматривает достройку здания суда г.Мурманска. Таким образом, большинство перечисленных в Программе ГП и ФЦП не создают специального подхода к Арктической зоне РФ как территориально-производственного образования со специфическими свойствами и имеющим государственный приоритет. Имеющиеся в этих программах мероприятия, относительно регионов Арктической зоны не позволяют гворить о комплексности и последовательности в планируемом государством социально-экономическом развитии Арктики. Это является естественным результатом «отраслевого» подхода» при формировании государственных программ, но в недостаточной степени соответствует целям и задачам, стоящим перед Российской Федерацией в Арктике. Для Мурманской области государственная Программа в нынешнем виде не несет дополнительных изменений с точки зрения социально-экономического развития, так же, как и для российской региональной политики в целом. Хотя Мурманская область, так же, как и Архангельская, отмечены как базовый регион развития Арктической зоны в целом, эта декларация не реализуется в дальнейших решениях и программах. Вопросы инновационного, информационного и телекоммуникационного развития также лишены комплексности подхода к взаимосвязи регионов Арктики. В нынешнем виде в Программе за планируемые шесть лет (2012-2020 гг.) должны быть достигнуты только координация работы государственных ораганов власти и налаживание сбора информации в необходимом территориальном разрезе, что при эффективной системе государственного управления достигается максимум за один год. Можно констатировать, что утвержденная Программа не стала объединяющим документом, систематизирующим и оптимизирующим региональную политику Российской Федерации в Арктической зоне. Продекларирован, но не реализован ни отраслевой (выделение 1-2 ведущих экономических отраслей), ни территориальный (выделение 1-2 ведущих регионов) принципы формирования социально-экономической политики. Комплексность подхода к региональному развитию и проработанность стадий реализации, реализованные в Проекте, не нашли отражения в принятой Программе. Литература 1. Постановление Правительства РФ № 366 от 21 апреля 2014 «О Государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года». Режим доступа: http://govemment.ru/docs/11967/ 2. Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Режим доступа : http://graph.document.kremlin.ru/documents/ 3631997?items= 1&page=2 3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р «Об утверждении Стратегии социально­ экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Режим доступа: http://uristu.com/library/pravitelstvo-rf/pravrasp_997/ 4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 20.02.2013. Режим доступа: http://www .consultant.ru/law/review/1729879.html 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz