Север и рынок. 2015, N 1.
Все эти территории имеют разный уровень социально-экономического развития и урбанизации, значительную культурную и этническую дифференциацию. В связи с этим подходы к развитию этого региона как единого объекта госдарственной региональной политики должны учитывать особенности каждой входящей в него территории.3 Основы государственного участия в социально-экономическом развитии Арктической зоны РФ заложены в Государственной программе РФ «Социально-экономическое развиите Арктической зоны РФ на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 366 от 21 апреля 2014 г. Проект4 данной государственной программы (далее - Программа, Проект) был сформирован на принципах пространственного развития5, как в свое время была сформулирована программа социально-экономического развития Дальнего Востока [3]. Проект развития Арктической зоны РФ проходил общественное обсуждение в ноябре 2013 г. и содержал в себе комплексные направления развития Арктической зоны; погодовой прогноз в двух вариантах 20 показателей-индикаторов Программы, в целом отражающих предполагаемые пути развития зоны; перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы с установлением связи и оценкой рисков их нереализации; оценку применения мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы; ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета, детализированное по объемам, источникам и т.д. В Проекте выделялись пять подпрограмм: 1. Развитие приоритетных секторов экономики Арктической зоны Российской Федерации (задача - увеличение доли АЗРФ в ВВП РФ и в структуре национального экспорта. 2. Развитие опорной арктической инфраструктуры (задача - прирост балансовых запасов полезных ископаемых за счет проведения геологоразведочных работ в АЗРФ). 3. Развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения (задача - увеличение темпов роста производительности труда на предприятиях АЗРФ). 4. Обеспечение реализации государственной программы (задача - рост удельного веса региональной наукоемкой инновационной продукции (и услуг) в общем объеме продаж внутри РФ и в экспорте. 5. Обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (закрытая подпрограмма). В плане социально-экономического развития Мурманской области Проект содержал: • реализацию проектов по строительству инженерной инфраструктуры к месторождениям и горнообогатительным комбинатам, геологическое изучение недр и воспроизводство минерально сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, обустройство месторождений и т.д.; • развитие рыбопереработки, рыборазведения; • расширение и удлинение ИВПП аэропорта Мурманск и реконструкция ИВПП аэропорта Апатиты (Хибины); • развитие центра предоставления космических услуг и создание инфраструктуры пространственных данных; • строительство областной детской многопрофильной больницы в г.Мурманске; • создание регионального сосудистого центра в г.Мурманске и т.д. В процессе обсуждения Проекта экспертами и общественностью были высказаны следующие замечания: • дублирование ряда функций некоторых существующих федеральных программ; • отсутствие для Мурманской области направления «строительство туристко-рекреационной инфраструктуры»; 3Скуфьина Т.П. Проблема асимметричности экономического развития пространства в современных условиях // Фундаментальные исследования, 2013. № 10 (часть 3). С.650-652. 4Проект был опубликован на официальном сайте Минрегиона РФ. Режим доступа: http://www.minregion. ru/news_items/3752?locale=ru 5Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад. Научный совет РАН по вопросам регионального развития, СОПС при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН, ИЭП Кольского НЦ РАН, ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН. Москва-Апатиты-Сыктывкар: Апатиты: Изд. КНЦ РАН. 2010. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz