Север и рынок. 2015, N 1.

привлечения широкого круга участников и налаживания конструктивного взаимодействия между ними для совместного поиска механизмов достижения стратегических целей развития. Широкое распространение получила также практика привлечения для разработки муниципальных стратегических планов сторонних научно-консультационных организаций. В общем случае данная практика вполне оправданна, поскольку участие профессионалов может способствовать повышению качества стратегического планирования. Следует подчеркнуть, что она может дать позитивный результат только при определенных условиях, а именно, если в процесс разработки и реализации стратегического плана будут активно вовлечены не только первый руководитель муниципального образования и органы местного самоуправления, но и местное сообщество, включая представителей предпринимателей, учреждений науки, образования, общественных организаций. В действительности указанное условие выполняется далеко не всегда, что может дискредитировать идею стратегического планирования. Несмотря на все существующие трудности применения стратегического управления на муниципальном уровне, принятие ФЗ № 172 от 28.06.2014 г. не только обеспечило легитимность такой деятельности, но побуждает к активному включению в этот процесс все уровни органов власти, в том числе муниципальных образований. Это повышает актуальность выработки программы действий органов местного самоуправления по реализации данной задачи. Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно предложить для органов местного самоуправления следующие меры, способствующие организации эффективной системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием своих муниципалитетов: • активное использование всех полномочий и местных возможностей по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования для укрепления экономической базы местного самоуправления, диверсификации экономики, развития социальной инфраструктуры как основы заинтересованности местного сообщества в формировании и реализации стратегических планов; • осуществление комплекса мер по развитию человеческого потенциала (образование, культура, здоровье) и социального капитала (уровень доверия в отношениях и связи между людьми и группами) местного сообщества как основы укрепления институтов гражданского общества на местном уровне, обеспечивающем реализацию принципа общественного участия в формировании и реализации стратегий; • совершенствование системы управления в органах муниципальной власти, переход к принципам стратегического подхода к управлению (долгосрочное, проблемно-ориентированное целеполагание; активное участие населения, открытость власти, программно-функциональный тип структуры управления и др.). Одним из конкретных предложений, направленных на развитие методического обеспечения внедрения и использования стратегического планирования и управления на муниципальном уровне, которое разработано в рамках исследования по проекту, является примерный регламент процедур стратегического планирования и управления в муниципальных образованиях. Данный регламент является усовершенствованным вариантом совокупности процедур, предусмотренных «Технологией создания системы стратегического планирования, разработки и реализации стратегического плана», разработанной специалистами «Леонтьевского центра»12. Он предусматривает последовательность управленческих процедур, которые необходимо осуществлять органам местного самоуправления в процессе разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципалитета. Комплекс мероприятий регламента представлен в форме матрицы, где в строках указывается шесть стадий действий (подготовительный; стратегический анализ; определение целей, задач и приоритетов; формирование стратегии действий; принятие стратегического плана; создание предпосылок для реализации), а в графах - четыре этапа деятельности по каждой стадии (организация, разработка, экспертиза, продвижение). При формировании данного регламента были учтены основные принципы и требования теории стратегического менеджмента, а также лучший отечественный и зарубежный опыт стратегического управления на муниципальном уровне. 12 Данная технология имеет еще название «КРЭП-технология» - от начальных букв основных направлений деятельности участников процесса - «координация, разработка, экспертиза, продвижение». Режим доступа http://www.sokr.ru/card/180674s46104a90/ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz