Север и рынок. 2015, N 1.

требования по согласованию (увязке) документов стратегического планирования, разрабатываемых на разных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Большое положительное значение для развития стратегического планирования и управления в стране принятого ФЗ № 172 признают многие исследователи [см. например 16]. Наряду с этим, как справедливо отмечает директор Института проблем глобализации М. Делягин, принятие закона как такового недостаточно, нужна большая работа по организации его выполнения. В частности, в интервью информационному агентству «Накануне^ш> он сказал: «Стратегическое планирование существенно повышает эффективность экономики, но нужно, чтобы им занимались. Это будет зависеть от того, будет ли президент следить за исполнением закона'"11, Очевидно, что меры государственной политики по развитию системы стратегического планирования и управления в стране не должны ограничиваться принятием закона. Требуется комплекс дополнительных шагов по его реализации и эффективному использованию инструментов стратегического планирования и управления. Для распространения и повышения эффективности стратегического планирования и управления на муниципальном уровне в рамках выполненного исследовательского проекта были предложены следующие первоочередные меры, которые необходимо осуществить со стороны государственных органов власти федерального и регионального уровней. 1. Совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении повышения экономической самостоятельности муниципальных образований, расширения доходной базы местных бюджетов, усиления реальных, а не декларативных гарантий соблюдения принципов самоуправления. 2. Необходимо осуществление мер прямой поддержки многих муниципальных образований Севера и Арктики, прежде всего моногородов, особые условия функционирования и развития которых слабо учитываются как действующим, преимущественно унифицированным, законодательством, так и государственной региональной политикой. 3. С целью распространения и более эффективного использования технологий стратегического управления развитием муниципальных образований в практике деятельности органов МСУ необходимо усилить государственное научно-методическое и информационное (особенно в части статистической информации) обеспечение этого процесса, расширить формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих по применению стратегического подхода в управлении. Наряду с государственными мерами условием успешного внедрения стратегического планирования и управления является и соответствующая муниципальная политика. Наш анализ показал, что, несмотря на неблагоприятные институциональные и экономические условия, практика использования российскими муниципалитетами этого прогрессивного инструмента социально­ экономического развития местных сообществ получает все большее распространение. Исследование практики стратегического планирования в муниципалитетах Севера и Арктики, выявило, что масштаб его распространения здесь не меньше, чем в среднем по стране. Данный факт свидетельствует о понимании многими руководителями органов местного самоуправления необходимости работы на перспективу, постановки и последовательного решения долговременных задач. На фоне этой положительной тенденции, а также с учетом многих объективных трудностей и ограничений, а также дефицитам методического обеспечения и опыта стратегического планирования имеющиеся недостатки содержания стратегических документов представляются практически неизбежными. Однако, как обосновывается в теории и подтверждается лучшим мировым отечественным опытом, действенность стратегического управления достигается в том случае, если стратегические планы составляются не формально для выполнения «требований сверху», а являются реальными документами общественного согласия, процесс разработки и реализации которых предусматривает участие представителей всех слоев и групп местного сообщества. Это обеспечивает нахождение наилучших способов согласования интересов, что является важнейшим условием устойчивого развития. В то же время наше исследование показало, что во многих анализируемых муниципалитетах не преодолен формальный подход. Часто игнорируются такие важнейшие условия эффективности стратегического планирования, как публичность данного процесса, необходимость 11Все идет по плану [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.nakanune.ru/articles/19178 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz