Север и рынок. 2015, N 1.

В результате анализа установлено, что, несмотря на значительный диапазон разброса показателя полноты присутствия контролируемых элементов (от 36.3 до 100%) в 49 или более 73.1% общего числа рассмотренных документов доля необходимых элементов их содержания превышает 60% (присутствуют 7 из 11 учитываемых элементов). Это свидетельствует о достаточно высоком уровне полноты проанализированных документов стратегического планирования. Рассматривавшиеся стратегии были утверждены высшим представительным органом местного самоуправления в 49 муниципалитетах (73% общего числа в выборке)8, в 13 муниципалитетах (19%) их утвердила администрация. Значительное преобладание высокого статуса документов стратегического планирования за счет рассмотрения и утверждения их высшим представительным органом муниципальных образований также позитивно характеризует практику стратегического планирования на Российском Севере. На основе представленных и других данных выполненного анализа качества документов стратегического планирования муниципалитетов можно сделать вывод, что оно, несмотря на значительную дифференциацию содержания, с точки зрения наличия и полноты необходимых элементов, вполне удовлетворительное. Такой вывод близок к тому, что сделан по результатам исследования, применявшего другую методику анализа 100 муниципальных стратегий различных регионов России. Основные его результаты изложены в статье Б.С.Жихаревича и Т.К.Прибышина [9]. Наш анализ применения методов стратегического планирования и управления в муниципалитетах Севера также показал, что они находят распространение преимущественно среди муниципальных районов и городских округов. У городских поселений из-за разделения (а в ряде случаев совмещения) предметов ведения и полномочий в рамках одной и той же территории с муниципальными районами, возникают противоречия между этими двумя уровнями муниципальной власти, которые препятствуют не только стратегическому планированию и управлению развитием, но и решению текущих вопросов функционирования. Распространение среди муниципальных районов стратегических планов обусловлено нередко требованиями со стороны региональных органов власти, поскольку они, по существу, продолжают функционировать как административно-территориальные единицы субъекта РФ, а их органы во многом приобрели положение территориальных органов региональной власти[14, с. 11]. Наряду с оценкой полноты содержания документов стратегического планирования (табл.), нами предпринята попытка определить степень охвата применения стратегического планирования в муниципальных образованиях на принятой для обследования территории российского Севера9. С учетом того, что общее число муниципальных районов на этой территории в 2014 г. составляла 152, а городских округов 66 единиц, то доля муниципальных районов, имеющих документы стратегического планирования (38 ед.) составляет 25%, а городских округов - 44% (29 ед.). Таким образом, несмотря на то, что в абсолютном выражении по числу стратегических документов преобладают муниципальные районы, степень охвата (относительная величина, доля) применения стратегического планирования значительно выше в городских округах (почти в 1.8 раза). Средний же уровень охвата стратегическим планированием по данным типам муниципальных образований составляет 31%, что близко к существующим оценкам в среднем по России. Совершенствование государственной и муниципальной политики в сфере развития стратегического планирования Выше уже отмечалась важная роль принятого в июне 2014 г. Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»10, который в значительной степени восполнил серьезный пробел в законодательном (нормативном) обеспечении процесса стратегического планирования и управления, в том числе на муниципальном уровне. Данный закон, как было также указано, выполняет одновременно важную методологическую функцию, законодательно закрепив основные определения, принципы, полномочия, состав документов и 8Совпадение с числом и долей документов, выделенных по признаку полноты случайное. 9 Территория вышеперечисленных 12 субъектов РФ, полностью отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ни местностям. 10 Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz