Север и рынок. 2015, N 1.
Исследование практики стратегического планирования на муниципальном уровне было начато автором настоящей статьи совместно с коллегами сектора социально-экономического развития муниципалитетов ИЭП КНЦ РАН в рамках одного из разделов плановой темы НИР, выполнявшегося в 2010-2012 гг. Объектом исследования в тот период выступали малые и средние города Севера России с численностью населения от 20 до 100 тыс. чел. Основные результаты этого этапа исследований были представлены в ряде публикаций [3; 9; 12; 13]. В 2014 г. подобное исследование было продолжено в рамках проекта, поддержанного по результатам регионального конкурса РГНФ. В нем был расширен спектр исследуемых муниципалитетов и включен в сферу рассмотрения муниципальных районов. Помимо этого, было снято ограничение по численности населения рассматриваемых муниципалитетов. Источником информации для анализа служили опубликованные на официальных Интернет- сайтах органов местного самоуправления полнотекстовые документы стратегического планирования (стратегии, концепции, комплексные планы с периодом действия 5 и более лет) муниципальных образований, расположенных на территории 12 субъектов Федерации, полностью относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям6. Значительная часть данной территории Указом Президента РФ от 2 мая 2014 № 296 отнесена к Арктической зоне Российской Федерации7. Соответственно арктические муниципальные образования обследованы в той части, что находятся на территории 4 субъектов Федерации, полностью вошедших в Арктическую зону РФ. Формализованный результат анализа муниципальных документов стратегического планирования состоял в выявлении наличия и полноты (доли в процентах) из числа 11 элементов, обычно определяемых в стратегиях, а именно: миссия, главная цель, подцели, целевые показатели, приоритеты развития, SWOT-анализ, сценарии, механизм реализации, мониторинг, взаимосвязь с региональной и федеральной стратегиями, система мероприятий по реализации стратегии. Определялся также статус документа по признаку органа его утвердившего, т.е. высшим представительным органом местного самоуправления или администрацией поселения. Среди опубликованных на официальных сайтах муниципалитетов встречаются и такие документы стратегического планирования, которые не были утверждены, либо информация об этом не приводится. Основные количественные результаты анализа представлены в таблице. Результаты анализа документов стратегического планирования муниципалитетов Российского Севера и Арктики Показатели Количество, ед. Доля, % Всего проанализированных документов, из них: 67 100 муниципальных районов, 38 56.7 в том числе в Арктической зоне РФ 4 х городских округов 29 43.3 в том числе в Арктической зоне РФ* 11 х Из общего числа документов утверждены: высшим представительным органом местной власти 49 73.1 администрацией муниципалитета 13 19.4 статус не указан 5 7.5 Степень полноты документа (из 11 учитываемых элементов): более 60% 49 73.1 из них более 90% 20 2.8 *По данному показателю не приводится доля к общему числу проанализированных документов, поскольку в рамках выполненного исследования была охвачена только часть Арктической зоны (территория субъектов Федерации, полностью относящихся к ней). 6Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа; республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), Камчатский край, Архангельская, Мурманская, Сахалинская и Магаданская области. 7 Согласно Указу, сухопутная территория Арктической зоны РФ включает территории 4 субъектов Федерации (Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов), а также муниципальных образований Архангельской области (3 города и 2 района), Республики Коми (1 город Воркута), Красноярского края (1 город Норильск и 2 района), Республики Саха (Якутия) (5 районов). 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz