Север и рынок. 2015, N 1.

Таким образом, новый закон не только подтвердил правомочность муниципального стратегического планирования , но закрепил важнейшие методологические положения стратегического планирования, в том числе и муниципального. Тем не менее, подробный анализ ФЗ № 172, который был осуществлен, в частности, участниками XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Санкт-Петербург, 27-28 октября 2014 г.), выявил необходимость внесения в него ряд поправок и дополнений, в том числе касающихся стратегического планирования в муниципалитетах. Так, в итоговом документе форума есть рекомендация «внести поправки в ФЗ-172, явно указывающие на добровольность подготовки и утверждения документов стратегического планирования на уровне местного самоуправления», а также «дополнить ФЗ-172 положениями, определяющими параметры (условия) ресурсной или экономической (прежде всего, финансово-бюджетной) обеспеченности стратегического планирования»5. Следует подчеркнуть, что последнее особенно актуально для муниципальных образований. C методологической точки зрения стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием) и требует кардинального пересмотра всей идеологии, сложившейся технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов. Его сущность заключается в переходе от краткосрочных к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем муниципалитета [10, с. 217]. Более подробно сущность стратегического управления раскрывает характеристика отличий стратегического подхода к муниципальному управлению от нестратегического (традиционного, ситуационного) по всем основным параметрам управления (приоритет целей, взаимоотношения с населением, характер принятия решений и др.). Такую характеристику в разных вариантах можно встретить в публикациях [10, с. 219-220; 11; 12, с. 36-37]. Анализ этих характеристик показывает, что внедрение и применение в полном объеме системы стратегического управления для российских муниципалитетов весьма проблематично в силу ряда неблагоприятных институциональных факторов как субъективного, так и объективного характера. В числе субъективных можно выделить недостаточную подготовленность и, как правило, отсутствие специальных навыков у большинства работников органов местного самоуправления и в целом населения к использованию соответствующих управленческих процедур (например, открытый, публичный характер деятельности местной власти, активное участие населения в решении местных задач и др.). Объективные факторы связаны с крайней ограниченностью экономической и политической самостоятельности муниципальных образований [14], что препятствует полноценному применению системы стратегического управления. В силу указанных причин, в российских муниципалитетах получает распространение стратегическое планирование как начальный этап освоения всего комплекса инструментов стратегического управления. В следующей части статьи представлены результаты анализа данной практики в муниципалитетах Российского Севера. Практика стратегического планирования в муниципалитетах Российского Севера и Арктики Указанные выше и другие общие для российских городов и муниципальных районов неблагоприятные институциональные предпосылки использования стратегического планирования и управления, в условиях Российского Севера и Арктики усугубляются рядом факторов, которые усложняют формирование и реализацию их социально-экономической политики. Это тяжелые природно-климатические условия, отдаленность от экономических центров, неразвитость транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, которые удорожают стоимость жизни, а также текущие и капитальные затраты местных бюджетов, ограничивающие возможности развития предпринимательства и обусловливающие обострение демографических проблем [15, с.86]. Тем не менее, наши исследования показали, что первые примеры разработки документов стратегического планирования в муниципалитетах (городах) Российского Севера, как и в других регионах страны, относятся к началу 2000-х гг. 4До принятия ФЗ № 172 это было не очевидно, поскольку, несмотря на существование практики стратегического планирования на муниципальном уровне, оно не было предусмотрено в перечне «вопросов местного значения», которыми, по законодательству, призваны заниматься органы местного самоуправления. 5Выводы и рекомендации круглых столов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forumstrategov.ru/UserFiles/Recommendations_2014_27_11.pdf 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz