Север и рынок. 2015, N 1.

• стратегический анализ (диагностика территории, оценка ресурсов, внешних и внутренних факторов развития, SWOT-анализ); • стратегическое планирование (включая формирование системы целей и критериев их достижения, оценку стратегических альтернатив, выбор базовых стратегий для основных региональных подсистем, определение программ, проектов и механизмов реализации стратегии); • реализация стратегии и стратегический контроль (включая мониторинг и управление изменениями). Интерес муниципалитетов, прежде всего городов, к стратегическому управлению связан с тем, что стратегия развития - это реальный инструмент повышения эффективности управления поселением, который позволяет местному сообществу определить цели развития на долгосрочную перспективу, привлечь к процессу управления широкие слои населения. Кроме того, стратегия способствует оптимальному использованию местных ресурсов, быстрому и эффективному реагированию на изменяющиеся условия современной жизни [5]. Одним из базовых требований и методологическим подходом к стратегическому управлению территориальными социально-экономическими системами на национальном, региональном и муниципальном уровнях в современных условиях является использование концепции устойчивого развития. Суть данной концепции состоит в обеспечении сбалансированности экономических, экологических и социальных компонентов развития, позволяющей удовлетворять потребности нынешних поколений, не подвергая угрозе жизни будущие поколения людей. Императив перехода к устойчивому развитию как условие выживания человечества в XXI в. был провозглашен на исторической Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где была принята «Повестка дня на XXI век», а также «Местная повестка дня» (Local agenda). Данные документы, являясь программой действий перехода к устойчивому развитию в международном масштабе на разных уровнях, включая местный, призвали правительства всех стран принять национальные и местные стратегии перехода к устойчивому развитию. Ответом России на этот призыв было принятие в апреле 1996 г. Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [6]. Вслед за этим в соответствии с поручением Президента РФ был разработан проект Государственной стратегии устойчивого развития, однако он не был утвержден и не приобрел статус официального нормативного документа. Не получила широкого распространения в нашей стране и инициатива принятия «местных повесток дня» как стратегий устойчивого развития в муниципалитетах [7]. Специальный анализ, результаты которого опубликованы в статье Л.А. Рябовой [8] показал, что применение принципов устойчивого развития в качестве методологических подходов реализовано далеко не в должной мере при разработке большинства документов стратегического планирования развития территориальных систем как на федеральном, так и региональном уровнях. Наш анализ документов стратегического планирования муниципалитетов показал, что концепция устойчивого развития мало используется как методологический подход и на муниципальном уровне [9]. Значительным вкладом в развитие системы стратегического планирования и управления в стране стало недавнее принятие Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3, (далее ФЗ № 172) который имеет и большое методическое значение. Проект этого закона, принятый в первом чтении Государственной Думой 21.11.2012 г. имел название «О государственном стратегическом планировании». Несмотря на то, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», тем не менее, в указанном законопроекте предусматривалось участие муниципалитетов в системе государственного стратегического планирования, что указывало на признание законодателями важной их роли в такой системе. После доработки в ФЗ № 172 муниципальному уровню уже отводится полноценная роль во всех разделах закона. В определении понятия «стратегическое планирование» муниципальные образования указаны как равноправные участники этой деятельности. Ст. 6 закона называется «Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования», в ст. 11 определен перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования, в ст. 13 установлено, что «форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования» на муниципальном уровне определяется высшим исполнительным органом местного самоуправления. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс». 3 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz