Север и рынок. 2015, N 1.

Введение Среди различных типов социально-экономических систем муниципальный уровень играет базовую роль. На его основе формируются территориальные системы регионального и национального масштаба. Это определяет высокую актуальность повышения эффективности управления социально-экономическим развитием муниципалитетов, что возможно только при использовании передовых методов и инструментов управления. В свою очередь, к настоящему времени в мировой и отечественной теории и практике регулирования территориальных социально­ экономических систем получило широкое признание использование в качестве эффективного управленческого инструмента стратегического планирования и управления их развитием. Дополнительными факторами, определяющими актуальность исследования проблем применения стратегического планирования и управления на муниципальном уровне в Российской Федерации и, особенно, в экстремальных условиях Севера и Арктики, являются следующие. Во-первых, это продолжающийся непростой процесс становления института местного самоуправления, который на Российском Севере и в Арктике еще более затруднен из-за удорожающих и других неблагоприятных условий жизнедеятельности и хозяйствования. Во-вторых - принятие Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором муниципальные образования наряду с государственными органами власти признаны равноправными участниками системы стратегического планирования страны. Статья основана на результатах исследования, выполненного в 2014 г. при поддержке гранта регионального конкурса РГНФ1 и включает три части. В первой кратко освещаются научно-методические основы стратегического планирования и управления и современные тенденции их развития. Во второй части приводятся результаты анализа практики применения стратегического планирования в муниципалитетах Российского Севера и Арктики, включая оценку полноты содержания документов стратегического планирования. В заключительной части изложены предложения по совершенствованию государственной и муниципальной политики в сфере развития стратегического планирования и управления. Развитие научно-методических основ стратегического планирования и управления на муниципальном уровне В теории и практике управления территориальными социально-экономическими системами все большее признание и распространение получает применение стратегического подхода, предполагающего разработку и реализацию стратегий (стратегических планов) развития территориальных образований на средне- и долгосрочную перспективу. Для российских муниципалитетов стратегическое планирование и управление, аккумулирующие наиболее передовые подходы и методы управления (системный подход к управлению, программно- и проектно-целевые подходы, функциональный подход, прикладные аспекты теории принятия решений и др.), рассматриваются как управленческая инновация. При этом стратегическое планирование является одним из компонентов, начальным этапом более общей категории - стратегического управления2. Система стратегического управления первоначально разрабатывалась и использовалась в коммерческих организациях. Впоследствии она стала применяться для управления в территориальных системах на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Несмотря на то, что за последние 50 лет в мире сформировалось более десяти различных школ стратегического управления, его сущность достаточно универсальна. Она состоит в формировании и реализации стратегии развития организации или территориальной социально-экономической системы на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности, направленной на достижение стратегических целей в условиях нестабильной внешней среды. Обобщая научно-методические разработки отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления [1, с.137-144; 2, с.37-41; 3, с.45; 4, с.45-47] можно выделить следующие укрупненные этапы данного процесса применительно к территориальным социально-экономическим системам: 1 Проект № 14-12-51007 "Стратегическое планирование и управление в муниципальных образованиях Российского Севера: проблемы и перспективы». Соисполнителями данного проекта являлись сотрудники ИЭП КНЦ РАН Дядик В.В., Дядик Н.В. и Емельянова Е.Е. 2 Категория «стратегическое управление» охватывает весь управленческий цикл - от анализа и планирования до контроля реализации стратегии. Правомерно также использование категории «стратегическое планирование и управление». В этом случае «управление» понимается в узком смысле как реализация стратегии. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz