Север и рынок. 2015, N 1.

газонаполнительных станций, расположенных в Мурманской области, приведены в табл.3. Основные объемы СУГ поступают в область от поставщиков, расположенных в Республике Коми и Пермском крае (более 80% от общего размера поставок). Доля завоза СУГ от близкорасположенных поставщиков из Ленинградской области составляет не более 10-11% [20]. Поэтому организация контрактной привязки потребителей Мурманской области к ближайшим поставщикам взамен существовавшего ранее прикрепления балансовым заданием Министерства энергетики России - еще одно значимое направление работы территориальной газификации, которое самым прямым образом будет отражаться на конечной стоимости топлива для потребителей, росте уровня тарифов газоснабжения. Таблица 3 Условия доставки сжиженных углеводородных газов в Мурманскую область с использованием железнодорожного транспорта Станция назначения (получатель СУГ) Газонаполнительная станция г.Апатиты (ОАО «Мурманоблгаз) Газонаполнительная станция г.Мурманск (ОАО «Мурманоблгаз) Станция отправления (поставщик СУГ) тариф. расстоя­ ния, км срок доставки, дней стоимость доставки СУГ с учетомНДС, руб/т тариф. расстоя­ ния, км срок доставки, дней стоимость доставки СУГ с учетомНДС, руб/т Сургутский ЗСК (Тюменская область, ОАО «Газпром газэнергосеть») 3766 12 5667 3951 13 5877 ООО «ПО «КИНЕФ»» (Ленинградская область, ОАО «Сургутнефтегаз») 1197 6 2698 1382 7 2980 СосногорскийГПЗ (Республика Коми, ОАО «Газпром газэнергосеть») 1967 9 6760 2152 9 7203 Пуровский ЗПК (Ямало-Ненецкий АО, ОАО «НОВАТЭК») 4263 14 10885 4448 14 11203 ООО «ТобольскНефтехим» (Тюменская область, ОАО «СИБУР Холдинг») 3281 11 9100 3466 12 9482 ООО «ЛУКОИЛ- Пермнефтегазпереработка» (Пермский край) 2297 9 7336 2482 10 7736 ПРИМЕЧАНИЕ. Рассчитано с использованием данных калькулятора железнодорожного тарифа специализированного Интернет- портала «Груз и Вагон». Режим доступа: http://gruzivagon.ru Таким образом, на ближайшую перспективу (до конца 2014 г.) остается неясным, что же станет базовой технологией транспорта газового топлива в Мурманскую область. Будет ли это поставки сжиженного газа по железной дороге, его автомобильная доставка с использованием спецтранспорта из Карелии, морская транспортировка танкерами на терминал СПГ или трубопроводная поставка сетевого природного газа - неизвестно. Этот вопрос является ключевым для понимания возможных перспектив газификации региона. Именно поэтому специалистами и представителями общественности неоднократно поднимался вопрос о целесообразности столь быстрой и необратимой газификации Мурманской области (см. например, [21-23]). Сама глава региона, прекрасно осознавая трудности предстоящей работы, уже сейчас признает, что в ближайшие семь лет проблема мазутозависимости Мурманской области решена не будет [24]. На основании изложенных материалов, представляется очевидным вывод о необходимости дальнейшего продолжения в Мурманской области выполнения опытных («пилотных») и локальных проектов газификации области. Апробация полученного опыта при осуществлении планов модернизации коммунальных объектов и инженерной инфраструктуры муниципальных образований региона даст однозначный ответ о принципиальной необходимости газификации территории в ближайшее время или среднесрочной перспективе, а также о целесообразности включения в ее зону отдельных районов Мурманской области. Но уже сейчас становится ясным, что радужные ожидания от грядущих знаковых перемен в одной из самых важных сфер регионального хозяйства могут быть слишком завышенными. Информация, представленная в настоящей статье, еще раз ставит вопрос о важности 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz