Север и рынок. 2015, N 1.
позиция была озвучена начальником Управления формирования и реализации политики в области энергетики и жилищно-коммунального комплекса Министерства энергетики и жилищно коммунального хозяйства Мурманской области Д.А. Латышевым 22 октября 2013 г. на заседании Комитета Мурманской областной Думы по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству по вопросу газификации Мурманской области [2]. Тем не менее, в рамках работы по корректировке Генеральной схемы газификации Мурманской области, проводимой ОАО «Газпром промгаз», продолжают рассматриваться целых 6 вариантов [там же]. При всем разнообразии предлагаемых схем транспортировки газа, не дают однозначно положительного результата попытки увидеть потенциал сокращения транспортных издержек в случае изменения старой «мазутно-угольной» модели снабжения предприятий региональной теплоэнергетики на новую «газовую». Существующая модель (мазутно-угольная) выглядит намного предпочтительнее по сравнению с предлагаемой «полностью газовой» с точки зрения минимизации транспортных затрат на завоз требуемого количества энергоресурсов. Если для завоза мазута и угля в область, по разным оценкам, ежегодно требуется от 5 до 8 млрд руб., приходящихся только на оплату услуг ОАО «РЖД», то для завоза замещающего объема СУГ также по железной дороге оборотных средств теплоснабжающих организаций может потребоваться уже в 2.5 раза больше - до 21.5 млрд руб. (табл.2). Непонятно, откуда могут у дотационных предприятий возникнуть такие финансовые резервы и оборотные средства, сравнимые с уровнем общего объема доходов областного бюджета в 2014 году (43.2 млрд руб.) [18]. Таблица 2 Оценка величины годовых транспортных издержек на завоз топливных ресурсов в Мурманскую область («мазутно-угольный» и «газовый» сценарии) Вид ТЭР Диапазон изменения ж/д тарифа в зависимости от различных условий поставок*, руб/т Годовые транспортные издержки потребителей, связанные с завозом ТЭР железнодорожным транспортом**, тыс. руб/год Мазут топочный 2432-3850 2 918 400-6 930 000 Уголь энергетический 941-1421 752 800-1 136 800 Итого: уголь + мазут - 3 671 200-8 066 800 СУГ 2980-11203 5 710 875-21 469 441 *По данным калькулятора железнодорожного тарифа специализированного логистического Интернет-портала «Груз и Вагон». Режим доступа: http://gruzivagon.ru **Только магистральная железнодорожная доставка без учета стоимости перевалки и начально-конечных логистических операций; диапазон изменения показателя обусловлен различными вариантами объемов закупок топлива и стоимости его доставки от поставщиков. Представленные результаты расчетов еще раз подтверждают вывод о том, что вариант замещения мазута сжиженным газовым топливом с его доставкой по железной дороге может быть реализован лишь ограниченно. Он способен сравниться по уровню транспортных издержек с существующим «мазутно-угольным» только в случае минимизации «транспортного плеча» планируемых железнодорожных перевозок газа (поставки от производителей СУГ в Ленинградской области или, в перспективе, от поставщиков СПГ в Республике Карелия). Либо, как планировалось ранее (в инвестиционных планах ОАО «Газпром», 2008 г.), он может быть реализован в полном масштабе в случае возведения ветки от газотрубопроводной магистральной сети в направлении «Волхов - Мурманск - Териберка», т.е. замещения мазутных поставок снабжением сетевым природным газом. И если реализация последнего варианта в ближайшей перспективе пока представляется маловероятной, то пересмотр существующих транспортно-экономических связей в сфере поставок сжиженного газа по железной дороге в Мурманскую область будет являться непременным условием успешной газификации ее территории. В настоящее время поставки СУГ для нужд потребителей Мурманской области осуществляют несколько предприятий. Крупнейшим поставщиком СУГ в адрес региональной монополии ОАО «Мурманоблгаз» является ОАО «Газпром газэнергосеть», которое в 2013 г. поставляло сюда порядка 55% от общего объема поставок компанией балансового газа [19]. Перечень поставщиков топлива и стоимость его транспортировки с учетом действующих тарифов ОАО «РЖД» на перевозку сжиженных углеводородных газов до 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz