Север и рынок. 2015, N 1.

инженерной и сырьевой базы проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. В 2013 г. «Газпром» существенным образом пересмотрел свои инвестиционные планы, и в 2014 г. планировалось выполнить корректировку уже принятой Схемы [2]. Известно, что помимо ОАО «Газпром», свою заинтересованность в участии в крупных нефтегазовых инвестиционных проектах, планируемых к реализации в Мурманской области, уже более десяти лет демонстрирует другая ведущая отечественная компания - ОАО «НК «Роснефть»». 21 июня 2013 г. в рамках работы Петербургского международного экономического форума Президент «Роснефти» Игорь Сечин и Губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписали договор о сотрудничестве при реализации проекта Мурманского транспортного узла, где в числе прочих вопросов предварительно оговаривались некоторые аспекты решения проблемы топливного обеспечения региона. В частности, речь шла о возможностях развертывания на территории Мурманской области объектов нефтеперевалки, нефтепереработки и автономной газификации [3]. В ноябре того же года состоялась II Мурманская международная деловая неделя, в ходе мероприятий которой вице-президент «Роснефти» Влада Русакова на заседании совместной рабочей группы Правительства Мурманской области и представителей компании «Роснефть» озвучила ряд возможных вариантов осуществления целевых поставок газового топлива в регион [4]. Наибольшее внимание было уделено трем перспективным схемам организации поставок: импорту и морской доставке сжиженного природного газа от газоперерабатывающих заводов Норвегии, а также с предполагаемых к строительству заводов проектов «Ямал-СПГ», «Печора-СПГ», ОАО «Газпром газэнергосеть» (завод СПГ в Выборгском районе Ленинградской области); железнодорожной транспортировке сжиженного углеводородного и природного газа от ближайших поставщиков в Ленинградской области (в перспективе из Республики Карелия); проекту добычи, подготовки и транспортировки газа Мурманского газового месторождения на шельфе Баренцева моря. Ранее (в мае 2013 г.) Правительство Мурманской области уже выходило с инициативой на руководство «Роснефти» об организации морской доставки газа в регион [5]. Однако тогда это предложение было воспринято компанией неоднозначно. С одной стороны, представители «Роснефти» заявили о заинтересованности оказания поддержки Мурманской области и его Правительству в вопросе развития регионального топливно-энергетического сектора. С другой стороны, компании потребовалось полгода, чтобы в конечном итоге заявить о большей экономической выгодности (с учетом транспортных условий Мурманской области) организации сюда поставок с внешнего европейского газового рынка. В частности, было предложено доставлять газ морским транспортом от уже действующего завода СПГ в районе г.Хаммерфест (Северная Норвегия) на только предполагаемый к строительству терминал СПГ в пос.Териберка. На этой же встрече В.Русакова озвучила приблизительные параметры поставок газового топлива для замещения им поставляемых сюда топливно-энергетических ресурсов. Их объемы были определены еще ОАО «Газпром промгаз» в 2011 г.: «Предварительный анализ спроса показал, что сейчас Мурманской области требуется от 2.7 до 3.8 млрд м3 природного газа. Пока предполагается поставлять в Мурманскую область от 0.7 млрд м3газа с перспективным увеличением до 1.5 млрд м3» [6]. Озвученная оценка примерно совпадает с результатами авторских расчетов, которые проводились для установления требуемого объема завоза нетрадиционных для региона энергоресурсов (поставки СУГ и транспорт сетевого природного газа) при смене мазутно-угольной модели снабжения областных теплоснабжающих предприятий на модель поставок с полной газификацией (см. табл.1) [7]. Сравнение проводилось по принципу паритета теплотворной способности рассматриваемых видов топливно­ энергетических ресурсов (ТЭР). Таблица 1 Оценка величины необходимого замещения традиционных видов ТЭР газовым топливом в Мурманской области Вид ТЭР Годовая потребность региона в ТЭР, т Перевод потребности в условное топливо, т у.т. Замещение сжиженным углеводородным газом (СУГ), т Замещение сетевым природным газом, тыс. м3 Мазут топочный, 1 200 000- 1 644 000- 1 047 134- 1 429 565- диапазон оценки 1 800 000 2 466 000 1 570 701 2 144 348 Уголь энергетический 800 000 519 200 330 700 451 478 СУГ, диапазон оценки 10 900-15 000 17 113-23550 10 900-15 000 14 881-20 478 Итого - 2 180 313- 1 388 734- 1 895 924- 3 008 750 1 916 401 2 616 304 Источник: расчеты авторов. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz