Север и рынок. 2015, N 1.

автономная газификации арктической территории означает новый, качественно более высокий уровень организации подсистем локального энергоснабжения, повышения надежности и автоматизации работы местных энергетических объектов. Именно поэтому проработка указанных вопросов имеет ключевое значение в призме освещения вопросов формирования систем газотранспорта и газоснабжения на Севере России, в ее арктической зоне. Более того, государство признает, что это стратегическая задача. Утверждается, что газификация территории арктического региона РФ с целью перевода местных предприятий на более стабильное в своем ценообразовании, эффективное и экологически чистое топливо была и остается одним из приоритетных направлений улучшения условий регионального социально­ экономического развития. Только таким образом можно создавать необходимые инфраструктурные предпосылки не просто к удержанию экономического потенциала арктических территорий, но и к активному его наращиванию - эта позиция неоднократно высказывалась на самом высоком федеральном уровне. Еще с советских времен именно территориальная газификация неоднократно становилась «спасательным кругом» для сохранения промышленного производства в Заполярье, нуждавшегося в больших объемах дальнепривозного топлива. Примерами подобного рода территориально­ экономических преобразований стала газификация Норильского промышленного узла, Ненецкого автономного округа, северных районов Тюменской области (создание Уренгойского нефтегазового комплекса). По тому же пути оптимизации структуры территориальных транспортных систем и подсистем материально-технического снабжения федеральные и региональные органы исполнительной власти следуют и сейчас. В 2012-2013 гг. в государственной Программе газификации регионов Российской Федерации, основным исполнителем которой является ОАО «Газпром», участвовали 69 субъектов РФ. Уровень газификации природным газом в 2013 г. достиг в нашей стране рекордно высокого уровня - 65.3%. По мнению экспертов, основным направлением дальнейшей газификации регионов России начиная с 2013 г. станет целевая организация снабжения основных категорий потребителей сжиженным газовым топливом (Резолюция III Международной конференции «Рынок сжиженного углеводородного газа и сжиженного природного газа России», Москва, 6-7 декабря 2013 г.). Это утверждение также справедливо и для оценки разрабатываемых планов дальнейшей газификации арктических районов нашей страны, преимущественно не обладающих в пределах своих территорий развитой сетью газотранспортных коммуникаций. К таким районам, в первую очередь, относятся территории Мурманской области, Ненецкого и Чукотского автономных округов, не имеющие доступа к Единой системе газоснабжения России. Однако, несмотря на существующие ограничения транспортно-экономических связей с центральными регионами, созданы достаточно масштабные проекты газификации арктических районов, включающих в себя появление и развитие локальных и региональных сетей газотранспортных коммуникаций, освоение местных топливно-сырьевых баз. Наибольшую нагрузку в сфере обеспечения деятельности газотрубопроводного транспорта несут «добывающие» и «транзитные» территории. Среди арктических традиционно выделяют Ямало-Ненецкий АО, Архангельскую область, а также отдельные муниципалитеты Республики Коми и Красноярского края, на территории которых в настоящее время активно развертываются новые газотранспортные коммуникации. В качестве «модельной территории» для разработки и реализации проектов газификации арктического региона, формирования региональной газотранспортной системы может рассматриваться опыт подготовки планов автономной газификации Мурманской области, который ниже анализируется более подробно. В 2012-2013 гг. в государственной Программе газификации регионов Российской Федерации, основным исполнителем которой является ОАО «Газпром», участвовали 69 субъектов РФ. Из всех субъектов Российской Федерации Мурманская область остается единственным регионом, куда до настоящего времени в наибольших количествах завозится и сжигается для производства тепловой энергии наиболее дорогостоящий вид котельно-печного топлива - топочный мазут. О важности предстоящей газификации Мурманской области упоминается Президентом России. В частности, говоря о перспективах развития предприятий топливно-энергетического сектора в Северо-Западном федеральном округе, будучи в 2011 г. Председателем Правительства РФ, Владимир Путин заявил: «Для нас не менее важно, что развитие газодобычи позволит существенно продвинуться в газификации регионов Северо-Запада, в том числе и Мурманской области, которая до сих пор практически не газифицирована» [1]. Поэтому необходимость и перспективы участия региона в данной Программе не подвергаются сомнению. В этом же году ОАО «Газпром» была утверждена «Генеральная схема газоснабжения и газификации Мурманской области» (разработчик - Проектный институт ОАО «Газпром промгаз»). Основной упор при подготовке этого планового документа был сделан на перспективу появления к 2014-2016 гг. в Мурманской области ключевых элементов 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz