Север и рынок. 2015, N 1.

По оценкам экспертов, промышленное освоение арктического шельфа может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9-10 млрд т условного топлива. Уместно отметить, что на сегодняшний день (2014 г.) добыча нефти в РФ составляет около 400 млн т при внутреннем потреблении около 120 млн т в год [10]. С другой стороны, данный арктический проект - серьезный технологический вызов. Принцип совершенствования системы налогов и платежей, связанный с пользованием недрами, достаточно сложен, и его особенности заслуживают более подробного исследования. Основу платного недропользования в России составляют, помимо общих налогов, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины, уплата которых в случае низкорентабельных месторождений может быть разорительна, а в случае высокорентабельных - практически нечувствительна для недропользоватетеля. Задача заключается в том, чтобы рассчитать платежи, экономически сущность которых была бы справедливой для каждого месторождения в отдельности. Причем при установлении размера платежей за пользование природными ресурсами необходима такая их величина, чтобы государство могло бы решать две главные задачи: 1. Повысить экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в наиболее эффективном освоении и рациональном использовании природных ресурсов. 2. Аккумулировать средства на цели возмещению вреда, причиненного окружающей среде, воспроизводство, восстановление и освоение природных ресурсов. С развитием в РФ рыночных отношений и расширением сферы применения методов экономического регулирования в правовой регламентации общественных отношений в целом и, в частности, в природопользовании возникает необходимость постоянного совершенствования механизма платности природопользованием. Так, с 1 января 2002 г. вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), зачисляемых в бюджетную систему РФ в размере 50-60% в зависимости от вида полезных ископаемых, а при добыче нефти с учетом ставки акциза был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) гл. 26 НК РФ). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый гл.26 НК РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Таким образом, была создана фискально­ ориентированная система налогообложения, обеспечивающая существенный рост налоговых поступлений в бюджет РФ, эффективно работающая по настоящее время (рис.1). Рис.1. Динамика поступлений НДПИ в бюджет Российской Федерации за 2009-2013 гг., в млрд руб. [10] Доходы консолидированного бюджета России от НДПИ растут из года в год и имеют положительную динамику. За 5 лет (2009-2013 гг.) НДПИ вырос в 2.5 раза, или на 1521.9 млрд руб. Положительным моментом с введением гл. 26 НК РФ можно считать то, что впервые за годы существования налоговой системы была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz