Север и рынок. 2015, N 1.
ориентированности практики недропользования входит США, исключая штат Аляска, и Канада. Высокий уровень социализации ренты характерен для европейских стран. Россия не относится к таким странам [6]. Общая тенденция реализации принципа государственной собственности на недра сводится к постоянному внесению изменений и дополнений в действующий закон "О недрах", целью которых является, по существу, приватизация недр действующими и будущими недропользователями. Принцип установления четкого разграничения полномочий между государством и субъектами Российской Федерации долгое время осложнялся противоречиями между федеральными и региональными органами власти. В чем заключались противоречия? В процессе реформ и политических преобразований в России конца 1980-х - начала 1990-х гг. базовые правила, характеризующие право собственности на недра, были сформированы на основе «принципа совместного ведения». В то же время правила и процедуры, обеспечивающие реализацию данного права, не были определены. В итоге данный принцип был квалифицирован как недееспособный. В 2001 г. берет начало административная реформа, в результате которой были приняты поправки, которые изменили систему платежей при пользовании недрами. Вместо роялти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы был введен налог на добычу полезных ископаемых. При этом существенно изменилось распределение между бюджетами налога на добычу по нефти и газу - основная часть стала направляться в федеральный бюджет. Как следствие, принципиально изменилось распределение полномочий в сфере регулирования отношений недропользования между федеральным и региональным уровнями. Полномочия федерального органа управления государственным фондом недр значительно расширились. Все важнейшие решения в сфере недропользования принимались на федеральном уровне. Федеральный закон, устанавливающий четкое разграничение полномочий между правительством РФ и его субъектами, был принят в 2004 г. В частности, из ст. 2.1 Закона «О недрах» были исключены слова «на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ». Таким образом, было отменено действие принципа «двух ключей», который продолжительное время, как считалось, существенно тормозил принятие управленческих решений в сфере недропользования. К ведению субъектов РФ отнесено предоставление в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Кроме того, если до 2011 г. к ведению субъектов РФ были отнесены в пользование участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, то с 12.12.2011 г. было изменено наименование этих участков недр. Вместо прежнего «участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые и участков недр местного значения» законодатель ввел единое понятие «участков недр местного значения» [7]. Принцип разграничения полномочий фактически не работает, так как все важнейшие решения в сфере недропользования принимаются на федеральном уровне. Принцип равнодоступности и платности прав пользования недрами, предоставления их в пользование на состязательной основе был реализован в Законе РФ «О недрах». Данный принцип практически исключает участие небольших компаний в геологоразведочном, горном и нефтегазовом бизнесе. Малый и средний бизнес в недропользовании не может заниматься работой по получению прав недропользования в пределах перспективных площадей, поскольку не способен конкурировать с крупными компаниями в получении лицензий. Небольшая частная компания, созданная квалифицированными специалистами, но не имеющая свободных денежных средств, может заняться геологоразведкой лишь в том случае, если она окажется единственным участником аукциона на право геологического изучения участка недр, в пределах которого нет стоящих на балансе месторождений полезных ископаемых [8]. Можно констатировать, что принцип равнодоступности прав пользования недрами в РФ работает недостаточно эффективно. Принцип управления минерально-сырьевым комплексом страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией должен реализовываться в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» [8]. Данная программа была разработана в 2005 г. Министерством природных ресурсов и доработана в 2008 г. Главной целью Стратегии является обеспечение конкурентоспособности геологической отрасли страны в условиях интенсификации процессов глобализации и обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья. На сегодняшний день состояние геологической отрасли 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz