Север и рынок. 2015, N 1.
5. Управление минерально-сырьевым комплексом страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией. 6. Переход на ресурсосберегающие технологии и обеспечение более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки. 7. Совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами. Принцип государственной собственности на недра является фундаментальной основой недропользования с момента принятия в 1992 г. Закона РФ «О недрах». Однако в 2004 г. Правительством РФ была проведена работа по изменению законодательства о недрах, квинтэссенцией которой стало стремление разработчиков провести «идею либерализации гражданско-правовых механизмов доступа и реализации прав пользования недрами» [5]. Иначе говоря, проектом нового закона о недрах государственная собственность на участки недр передавалась в пользование, а, по существу, в собственность недропользователя. Проектом устанавливалась частная собственность на добытые полезные ископаемые, допускалась передача в пользование участков недр физическим лицам и открытая торговля недропользователями участками недр без вмешательства государства. Все это можно расценивать как крупномасштабный процесс приватизации недр, то есть новый передел общественной собственности на недра, в котором обществу отводится роль только лишь стороннего наблюдателя. Концептуальные изменения, привносимые законопроектом 2004 г. в действующую систему отношений собственности в недропользовании и, в частности, касающиеся наделения недропользователя правами неограниченного пользования участком недр, по сути, обозначали приватизацию недр действующими и будущими недропользователями и отстранение государства от управления общенародной собственностью на недра. Законопроект 2004 г. не был принят, но в статье 10 действующего Закона «О недрах», «Сроки пользования участками недр», был включен пункт, согласно которому сроки пользования участками недр могут отдаваться в бессрочное пользование. В последние годы во многих странах мира широко практикуется создание консорциума организаций, подающих заявки на участие в конкурсе по предоставлению прав недропользования. При этом государство участвует своей долей в организуемом консорциуме (так принято в Канаде, Норвегии, Китае и других странах). Необходимо отметить, что в зарубежных странах практика недропользования выделяет в основном три подхода регулирования отношений между государством и недропользователем: командную, смешанную и либеральную модели. У каждой из них свои специфические свойства (таблица). Модели государственного регулирования практики недропользования в зарубежных странах Модели Страны Отношения Командная Норвегия Прямое участие государства в недропользовании. Рента Великобритания используется для создания рабочих мест, улучшения Кувейт качества жизни граждан и поддержки наукоемких Индонезия производств Смешанная США Собственниками природных ресурсов являются государство Канада Нидерланды Египет Нигерия Казахстан Азербайджан и частные лица Либеральная Дания Доля государства определяется с помощью аукционной Малайзия системы лицензирования, компании свободно распоряжаются углеводородами, отсутствуют платежи Для Норвегии, Великобритании, Ирана, Нидерландов, Саудовской Аравии, Кувейта и штата Аляска высока степень социальной ориентированности политики, проводимой в области использования природных ресурсов. В число стран с низкой степенью социальной 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz