Север и рынок. 2015, N 1.

Annotation. In recent years prospects of the Russian economy look very unsatisfactory. Low rates of economic growth are observed: in the first quarter of 2012 it was 4.8%, and in the analogous period of 2013 - 1.6%. The annual growth only was 1.4%. One of the reasons of the negative tendency is violation of the state policy principles in the field of subsoil use. The paper provides an evaluation of observing the fundamental principles, which gives some understanding of the challenges of the modern Russian economy. Factor analysis in particular shows that the increasing tendency in the taxation system of subsoil users is one of the brakes of sustainable economic development of the country. Keywords: principles of subsoil use, methods of economic regulation, taxation mechanism, rental income, tax on labor, consolidated budget, the fuel and energy complex. Минерально-сырьевая база является конкурентным преимуществом России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие на долгие годы. Экономические и геополитические интересы России зависят от состояния минерально-сырьевой базы. Годовой объем производства товарной продукции по основным видам минерального сырья составляет более 30% валового внутреннего продукта России [1]. Основным документом, определяющим государственную политику в области воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в России, являются «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования». В этом документе отмечено, что развитие минерально-сырьевого комплекса и регулирование недропользования нацелено на достижение следующих стратегических целей [2]: • обеспечение устойчивого экономического развития России, повышение благосостояния ее граждан; • обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы; • использование сырьевых ресурсов России в интересах нынешнего и будущего поколений. Обеспечение устойчивого экономического развития требует государственного регулирования использования природных ресурсов. Вместе с тем, тенденции последнего времени свидетельствуют об ослаблении роли государственных институтов по обеспечению эффективного использования недр. В то же время бизнес не всегда готов всецело взять на себя ответственность за повышение устойчивости недропользования. Так, по данным контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Коми, только за 2011 г. выявлены и пресечены нарушения требований законодательства о недрах в части невыполнения объемов геолого-разведочных работ (лицензионные условия) у 12 из 17 проверенных недропользователей, то есть более 70% бизнес-структур по различным причинам не выполнили взятые ранее на себя обязательства по эксплуатации недр, фактически являвшиеся госзаказом. В результате не проведены в полном объеме сейсморазведочные работы, не выполнены работы по строительству поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин, допущены отставания по действующему и нагнетательному фонду скважин, нарушены сроки ввода месторождений в эксплуатацию. Аналогичная ситуация характерна для многих российских регионов, где осуществляется недропользование [3]. Все это является серьезной угрозой обеспечению стабильности развития сферы недропользования, определяющей динамичность развития сырьевого сектора экономики, являющегося на сегодня одним из конкурентоспособных на мировом рынке. Одной из причин вышеупомянутой негативной тенденции, на наш взгляд, является нарушение принципов государственной политики в сфере недропользования. Поэтому основной задачей исследования является проведение анализа и оценка соблюдения основополагающих принципов государственной политики в области недропользования Если понятие «политика» определяется как согласование интересов, а понятие «принципы» как базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики (в данном контексте в области недропользования), то пользование недрами на территории РФ должно осуществляться с соблюдением следующих основополагающих принципов [4]: 1. Сохранение государственной собственности на недра. 2. Установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования. 3. Равнодоступность и платность прав пользования недрами. 4. Предоставление недр в пользование на состязательной основе. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz