Север и рынок. 2015, N 1.
являются сложными, зависящими от конкретной ситуации, и сталкиваются с множеством препятствий. Однако, очевидно, что децентрализация дает местному уровню возможность определять свои собственные проблемы, распределять ресурсы более эффективно, снижать затраты на получение информации и получать удовлетворение от чувства ответственности за принимаемые решения. Таким образом, практика установления связей между различными уровнями показывает, что подходы, основанные на инициативном участии местного сообщества (bottom-up) и децентрализации (top-down), нельзя назвать полностью эффективными. Poteete и Ostrom отмечают, что атрибуты ресурсов, атрибуты пользователей и институциональной среды являются ключевыми факторами, которые необходимо учитывать в развитии сотрудничества в различных масштабах при управлении природными ресурсами [7]. Групповые характеристики, такие как размер и однородность, также приобретают важное значение в решении вопросов координации и распределения. Неоднородность в группах может существовать в рамках нескольких направлений (таких как пол, власть, благосостояние, этническая принадлежность и т.п.). При этом необходимо выяснить, какие типы неоднородности могут способствовать развитию межуровневого сотрудничества (например, путем создания стимулов к сотрудничеству), а какие могут ему препятствовать (например, путем подрыва доверия). Остается открытым вопрос: является ли радикальная децентрализация необходимым условием эффективного природопользования? Коллективные действия, будь то вертикальные или горизонтальные, являются дорогостоящими. Помимо получения информации, субъекты отношений должны преодолеть проблемы координации, проблемы распределения и стимулирования, связанные с ресурсами. Местное самоуправление может способствовать успешному управлению ресурсами, но это не является достаточным. Таким образом, для эффективного и устойчивого управления природными ресурсами необходима связь между масштабами [9]. Механизмы ИУПР должны представлять собой соответствующее сочетание местных и государственных институтов, имеющих сильную поддержку со стороны центральных органов власти. Государственные институты необходимы для обеспечения поддержки при формировании или усилении местных институтов, если они не существуют или оказываются недостаточно сильными для урегулирования конфликтов и обеспечения соблюдения соглашений об использовании ресурсов [7]. В целом, можно констатировать, что невозможно охватить и объяснить истинную сложность взаимодействий человека и ресурсов без разбивки по масштабу и рассмотрения межуровневых связей. Тип института должен соответствовать масштабу ресурсов, одновременно стимулируя горизонтально-вертикальные связи между различными субъектами деятельности. Оба подхода (сверху вниз и снизу вверх) обладают определенными достоинствами. При этом каждый из них имеет свои недостатки. Одним из наиболее важных выводов является то, что на современном этапе не существует единого управленческого подхода, структуры управления или другого институционального строения, которые были бы подходящими для всего огромного разнообразия социально-экологических систем или позволяли бы достичь многочисленных целей и удовлетворить все потребности человечества, связанные с потреблением природных ресурсов. Дальнейшее изучение вопросов многоуровневого управления природными ресурсами должно быть основано на междисциплинарном подходе с применением разнообразных методов и изучением управления комплексными ресурсными системами. Литература 1. Рамонова М.А., Жужа Д.Ю. Стратегии управления природными ресурсами в международных политических системах // Право и политика. 2012. № 1. С. 133-142. 2. Marks G. Structural policy and Multi-level governance in the EC // A.Cafurny and G.Rosenthal (ed.) The State o f the European Community: The Maastricht Debate and Beyond Boulder 1993. P.391-411. 3. Hooghe L., Marks G. Unraveling the Central State, but How? Types of Multi-level Governance // American Political Science Review. 2003, V. 97 (2). P. 233-243. 4. Campbell B., Sayer J. A., Frost P., Vermeulen S., Ruiz Perez M., Cunningham A., and Prabhu R. Assessing the Performance o f Natural Resource Systems [Электронный ресурс] // Conservation Ecology? 2001. V. (5)2:22. Режим доступа: http://www.consecol.org/vol5/iss2/art22 ( дата обращения 17.10.2014). 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz