Север и рынок. 2015, N 1.

Структура многоуровневого управления предусматривает, в частности, привлечение к процессу принятия решений неправительственных сторон, структур гражданского общества, поскольку сетевое управление возникает тогда, когда нужных целей уже невозможно достичь только с помощью традиционных иерархически связанных каналов власти. Участие в политических сетях различных неправительственных объединений, групп интересов, частных лиц является еще одной гранью многоуровневого управления, которой, однако, уделяется не столь много внимания, как роли регионов [3]. Современное государственное управление, в том числе в отношении природных ресурсов, делает отношения между различными уровнями власти все более важными и, по сути, превратило их в многоуровневое управление, означающее взаимодействие различных структур управления в государстве, обусловленное реализацией властно-исполнительных функций одновременно на нескольких уровнях (федеральном, субфедеральном, региональном и местном). Campbell и др. выделили ряд принципов управления природными ресурсами в контексте запросов и требований заинтересованных сторон на участие и биофизической, экономической и политической сложности разработки политики в области природных ресурсов в мире, где ресурсы становятся все более скудными; они могут служить в качестве «критерия» для определения степени многоуровневого управления: • Правомерность, включая правовую, демократическую законность и признание заинтересованными сторонами компетенции и авторитета организации в сфере управления; применение компетенции на минимально возможном уровне; целостность в применении данной компетенции; • прозрачность, включая обзор принятия решений, открытое информирование о причинах принятия решений, доступ к информации о решениях; • подотчетность, включая «распределение и принятие ответственности за решения и действия», а также демонстрация того, была ли соблюдена подобная ответственность, и каким образом; • вовлеченность, включая права и возможности заинтересованных сторон участвовать в процессе принятия решений; • справедливость, включая принятие во внимание мнения заинтересованных сторон, обеспечение согласованного и беспристрастного принятия решений и рассмотрение затрат и выгод, связанных с решениями; • интеграция, включая координацию между уровнями власти и организациями и между приоритетами и планами; • способности, включая различные возможности облеченных властью структур соблюдать возложенные на них обязанности; • приспособляемость, включая способность усваивать и учитывать новые знания, реагировать на опасности и возможности; и анализировать опыт [4]. Подразумевается, что приведенные принципы должны обеспечивать соблюдение руководящих указаний по разработке институтов управления природными ресурсами с целью решения сложных межсекторальных проблем, в которых заключены различные интересы, таким образом, чтобы они поддерживали социально-экономическое развитие и учитывали естественные ограничения путем сохранения природного капитала. Признание того, что только юридических полномочий и технической компетенции недостаточно для того чтобы признать правомерность выбора управляющих организаций, привело к «революции» в участии заинтересованных сторон в управлении природными ресурсами. Хорошо продуманное участие заинтересованных сторон находится в центре обоснованного управления природными ресурсами и окружающей средой. Хотя одного участия недостаточно для того, чтобы обеспечить обоснованные решения, этот подход является своеобразным трамплином, от которого можно отталкиваться для создания институтов, учитывающих другие принципы обоснованного управления природными ресурсами, включая законность, подотчетность, честность, участие и, в определенной степени, интеграцию и приспосабливаемость. Например, многоуровневое управление было введено для модельных лесов Республики Коми и Псковской области в Российской Федерации, что привело к расширению экономической деятельности в лесах, росту взаимопонимания между заинтересованными сторонами, а также созданию в целом более открытой и прозрачной обстановки в системе управления [1]. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz