Север и рынок. 2015, N 1.
конкурентоспособности промышленности не может рассматриваться как одноразовое действие. Это сложный многоэтапный, непрерывный процесс, требующий глубоких теоретических и методологических исследований, обобщений, моделирования, диагностики, мониторинга, координации, контроля и коррекции. При этом необходим учет специфики и закономерностей комплексных производств, пересмотр традиционных подходов и понимания многих категорий, принципов, методов, оценок [11]. Суровость природно-климатических условий, высокие затраты на производство и жизнеобеспечение населения, огромные расстояния и низкая транспортная обеспеченность, экологическая уязвимость природы должны являться мощным стимулом к тому, чтобы промышленное производство арктических территорий осуществлялось на основе новейших достижений научно-технического прогресса с учетом эффективной экологической политики. Наступило время использования результатов фундаментальных исследований для создания стратегических инноваций, связанных с импортозамещением, в силу необходимости выхода на новый этап экономического и экологического развития промышленности АЗРФ. Требуется формирование современных стандартов хозяйственной деятельности промышленных комплексов, системные решения и инновационные управленческие технологии, воплощенные в целостной экономической стратегии развития АЗРФ [12]. Между бизнесом, наукой и государством пока не сложились партнерские отношения, отсутствуют постоянные и продуктивные контакты. Именно поэтому в арктических регионах, во- первых, не в полной мере используется инновационный потенциал, во-вторых, ограничивается финансирование научных организаций промышленными предприятиями. В связи с низким уровнем предлагаемых технологических решений не повышается конкурентоспособность и коммерческое использование инновационных технологий в промышленности АЗРФ [13]. Следует отметить, что инновационно-технологические изменения в промышленности происходят в рамках третьего и четвертого технологических укладов и, следовательно, не могут обеспечить решение задач по приведению структуры экономики АЗРФ в соответствие с достижениями наиболее развитых стран и обеспечению перехода к высокотехнологичному производству в то время, как в развитых странах происходит замещение их пятым и шестым укладами. С учетом экономических санкций требуется совершенствование законодательства с целью реализации промышленной политики и активизации инновационной деятельности, осуществляемой субъектами исполнительной власти арктических регионов. В этой связи предлагается: • принять закон РФ «Об инновациях и инновационной деятельности»; • принять федеральный закон о фондах поддержки научной и научно-технической деятельности и нормативные правовые акты, определяющие правовые основы деятельности государственных академий наук; • законодательно оформить конкретные механизмы и процедуры вовлечения научных организаций государственного сектора науки в инновационные процессы; • разработать регламент аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры. Немаловажно для промышленного развития совершенствовать кроссполярные и циркумполярные транспортные системы АЗРФ. Настало время неформальной реализации альтернативной энергетики, ускорения поиска новых видов возобновляемых источников энергии, осуществления стратегического управления энергосбережением, прежде всего, в промышленности. Внедрение инновационных энергосберегающих технологий и разработок необходимо осуществлять за счет поддержки государства и с привлечением в данную сферу значительного объема инвестиций. Специфика пространственного инновационного промышленного развития связана с особенностями арктической экономики, которая представляется как ресурсная, приморская и тесно взаимодействующая с военным и гражданским секторами. Разработка и реализация арктических мегапроектов позволит активизировать процесс перехода на инновационный путь развития АЗРФ [14]. Арктические регионы должны активнее втягиваться в мировые рынки, во внешнеэкономические связи, что соответствует закономерностям глобализации. Разумное внешнеэкономическое регулирование способно предотвращать перекосы в структуре национальной экономики при ее ускоренной интеграции в мировую. Для отдельных регионов могут возникать более сложные ситуации, связанные с защитой конкурентоспособности ключевых производств и рынков [15]. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz