Север и рынок. 2015, N 1.

• ориентировать систему образования на запросы реального сектора экономики и на потребности рынка труда, • повышать качество образования и уровень кадрового обеспечения. Для решения проблемы недостаточного финансирования инновационного развития необходима выработка и реализация конструктивной инвестиционной политики с учетом изыскания новых источников финансирования инновационной деятельности, например, венчурный капитал, средства различных фондов и банков развития [8]. В последнее время вопросы финансирования стали первоочередными с учетом экономических санкций, сложности привлечения иностранных инвесторов и проблем импортозамещения. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях следует стимулировать ускоренное создание в АЗРФ особых экономических зон технико-внедренческого типа. Эти инновационные зоны должны осуществлять трансфер отечественных технологий от науки к производству, предоставлять необходимые услуги промышленным предприятиям в разработке и реализации инновационных проектов. Успех крупных арктических проектов может быть достигнут динамичным развитием рынка сервисных услуг и национальных независимых сервисных компаний. Следует отметить, что в последнее время в инновационной инфраструктуре страны наблюдается аномальная концентрация сил и средств не в зонах реального сектора экономики, а в центрах обращения финансовых капиталов, что приводит к неэффективному использованию инфраструктурных преимуществ. Особенно негативно это влияет на развитие АЗРФ, в которой доля объектов инновационной инфраструктуры страны составляет менее 4 % [9]. Для уменьшения противоречий между тенденциями развития научно-технического потенциала и потребностями бизнеса в АЗРФ необходимо дополнительное стимулирование инновационной деятельности за счет: • повышения инвестиционной привлекательности ключевых высокотехнологичных отраслей экономики путем реализации налогового, тарифного и других типов государственного регулирования и финансовой поддержки; • поддержки создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях; • повышения доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки; • продвижения инновационной продукции и технологий на мировые рынки; • предоставления на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов (субсидий). Развитие промышленного производства АЗРФ возможно только в режиме устойчивости и экологической безопасности. В связи с экологическими угрозами и тенденциями потепления климата Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США приняли постановление, в котором прописаны срочные меры, необходимые для существенного сокращения глобальных выбросов парниковых газов и ограничения повышения глобальной температуры до уровня ниже 2оС, что позволит избежать потенциально необратимых изменений в Арктике [10]. Для решения комплекса проблем загрязнения природной среды отходами промышленного производства АЗРФ необходима выработка государственной промышленной политики добычи и переработки полезных ископаемых, нацеленной на реализацию прогрессивных технологических укладов, применение инструментов стимулирования инновационных процессов. Проблема сводится к разработке методических подходов и предложений по государственному регулированию природоохранной деятельности горных предприятий, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста арктических территорий в условиях модернизации экономики России с учетом выполнения международных обязательств по ликвидации загрязнения окружающей среды и сохранению экологического равновесия. Роль государства в отношении к недрам сводится к выявлению и оценке содержащихся в них ресурсов, формированию на этой основе пригодной к практической эксплуатации минерально-сырьевой базы и организации ее рационального освоения. Рамочные условия и правовая основа для реализации функций государства в сфере экономического и экологического управления недрами определяются соответствующим законодательством. В последние годы значимость природоохранной деятельности пересматривается и существенно повышается. Формирование эффективной системы недропользования на основе комплексного освоения и использования всей совокупности природных ресурсов, применения малоотходных ресурсосберегающих технологий, экологизации производства и обеспечения 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz