Север и рынок. 2015, N 1.

При этом затраты организаций на технологические инновации по видам деятельности промышленного производства в АЗРФ выросли на 2% при увеличении на 73% в Российской Федерации (табл.2). Таблица 2 Затраты организаций на технологические инновации промышленного производства в ценах 2009 г., млн руб. Регион 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 к 2009, % Ненецкий АО 244.2 0.8 2.0 1154.5 14.9 -93.9 Мурманская область 1289.8 679.6 205.1 337.2 588.6 -54.4 Ямало-Ненецкий АО 2489.3 6698.3 3210.5 6476.9 901.4 -63.8 Республика Саха (Якутия) 202.0 215.5 65.4 1182.1 2791.4 1281.7 Чукотский АО - - - 0.8 28.1 - АЗРФ 845.1 1518.8 696.6 1830.3 864.9 2.3 Российская Федерация 301747.8 264604.7 349571.4 384577.6 522809.1 73.3 С сожалением приходится констатировать, что большая часть «позитивных» потенциалов АЗРФ практически не используется в надлежащих объемах. Причин «инновационной апатии» можно назвать много, и, вероятно, ни одна из них не является определяющей - все они действуют в комплексе. Особо следует отметить, что государственная политика Российской Федерации в области инноваций и региональные программы формирования инновационной инфраструктуры северных территорий, в том числе АЗРФ, не объединены единой концепцией развития, что приводит в итоге к разобщенности участников инновационного процесса [4]. Следует отметить, что минерально-сырьевой и топливно-энергетический комплексы по определению должны быть наукоемкими. В них научно-технический прогресс связан с самыми новейшими достижениями в области нанотехнологий и электронной техники, материаловедения, органической и неорганической химии, техники и технологий в северном (арктическом) исполнении, техники безопасности, информатики, физиологии и медицины, природно-ресурсной и региональной экономики, социологии и других наук [5]. Основными факторами и ограничениями инновационного промышленного развития экономики АЗРФ можно считать: • нерациональное недропользование; • снижение качества человеческого капитала; • дефицит управленческих кадров; • традиционное недофинансирование инновационной сферы; • несовершенная инновационная инфраструктура; • загрязнение природной среды; • слабое взаимодействие государства, бизнеса и науки; • недостаточный уровень технологического развития; • несовершенство законодательной базы; • слабое развитие транспортных систем; • неэффективное управление энергоснабжением. Для повышения эффективности использования недр принципиально важно следовать принципу максимального и комплексного извлечения сырья из северных месторождений с применением новейших природосберегающих инновационных технологий. Приоритет должен быть отдан проектам, использующим технологии, направленные на максимально глубокую переработку сырья, где конечной продукцией будут продукты технологического передела. Серьезным сдерживающим фактором регионального инновационного развития является слабое вовлечение человеческого капитала в инновационный процесс в качестве активного участника, источника и проводника инновационных идей [6]. Для повышения качества человеческого капитала АЗРФ необходимо решить ряд принципиальных вопросов, в том числе [7]: • сократить негативное воздействие демографических изменений и миграционных процессов, 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz