Север и рынок. 2015, N 1.
а аспект, касающийся окружающей среды, всегда включает различные размеры или объемы, виды использования, а также ценность любого природного ресурса. Эти факторы создают значительную проблему для формирования институтов, нацеленных на содействие устойчивому управлению взаимодействием человека и окружающей среды. Литература, касающаяся этого вопроса, охватывает несколько дисциплин, включая экономику природопользования, экологию, право и политологию. Управление природными ресурсами требует сотрудничества и координации между государственными ведомствами в рамках общих стратегических целей, которые объединяют экономические и экологические задачи. К внутригосударственному сотрудничеству и координации относятся взаимодействия между государственными организациями на одном и том же горизонтальном уровне, например, министерствами национального уровня. Многоуровневое управление при этом подразумевает вертикальное сотрудничество и координацию. В последние десятилетия во многих странах власть рассредоточилась по сферам ответственности, что означает, что местные, региональные, провинциальные и другие субнациональные уровни правительства, скорее, являются инициаторами политики, чем просто ее исполнителями в традиционно иерархически организованной системе. У государственных организаций имеется выбор из целого ряда инструментов для обеспечения эффективного сотрудничества и координации. Внутриведомственное сотрудничество часто обеспечивается через внутриведомственные комитеты, призванные: разрабатывать и координировать подходы к решению проблем, разрешать конфликты и т.п. Многоуровневое управление стремится к достижению как единства в политике, так и инноваций в ней с допущением того, что политические решения могут возникать на любом уровне власти, и что взаимодействие и сотрудничество необходимы и для того, и для другого. К некоторым инструментам, обеспечивающим эффективное многоуровневое управление, относятся: • документы стратегической ориентации, которые устанавливают общие цели политики и детализируют распределение полномочий и ответственностей между уровнями власти и государственными организациями; • стратегическая оценка воздействия предложений в области политики; • регулярные форумы для многоуровневого (например, местного, регионального, национального) диалога по вопросам политики, планов и т.п.; • многосторонние партнерства по определенным ресурсам, группам ресурсов и/или проектам и программам [1]. Многоуровневое управление предназначено для обеспечения надежности процесса принятия решений и процессов разработки политики путем включения информации и знаний, интересов и ценностей более широких слоев общества. Многостороннее принятие решений сосредоточивается вокруг конкретных проблем и секторов и нацелено на выработку решений (например, для разработки политики, установления стандартов и т.д.), которые имеют большую законность, лучше продуманы, легче осуществимы, чем решения, принятые без участия заинтересованных сторон и взаимодействия между ними. Таким образом, многоуровневое управление расширяет возможности для обоснованного управления путем распределения ответственности, создания доверия и обеспечения подотчетности. Теория многоуровневого управления возникла в начале 1990-х гг. как продукт изучения теории европейской интеграции. Ряд исследователей решили проанализировать новые реалии в интеграции европейских сообществ, возникшие после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора. Первыми, кто заговорил тогда о многоуровневом управлении, были L. Hooghe и G. Marks из Университета Амстердама (Нидерланды). Последний в своей работе «Структурная политика и многоуровневое управление в ЕС» дал одно из первых определений понятия «многоуровневое управление» как «системы постоянных переговоров между связанными друг с другом правительствами на различных территориальных уровнях». Изначально в теории многоуровневого управления основное внимание уделялось сетевому взаимодействию правительственных структур разного уровня. Однако со временем свое место в ней заняли и исследования роли неправительственных заинтересованных сторон [2]. Особое место в работах посвященных многоуровневому управлению, занимает региональный аспект. Так, например, основное внимание в работе «Ослабление центрального государства, но каким образом?» Hooghe и Marks уделяют именно усилению роли регионов. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz