Север и рынок. 2015, N 1.
Однако даже приступить в установленные сроки к началу реализации закона невозможно, так как по каждой его инновации требуется или разработка подзаконного нормативно-правового акта, или методических рекомендаций, которые должны подготовить в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ и согласовать, по крайней мере, с двумя федеральными министерствами (Министерство экономического развития РФ - правоприемник Министерства регионального развития РФ, Министерство финансов РФ). Как известно, дьявол кроется в деталях, то есть при реализации такого кардинального изменения в государственном экологическом нормировании и стимулировании, высока вероятность того, что даже мелкие недостатки нормативно-правовых актов, ошибки в мелочах и деталях, двойное толкование формулировок закона, могут обернуться недостижением цели. Кроме того, нетрудно предположить, что при конкретизации и уточнении норм закона развернется второй круг лоббирования интересов представителей частного бизнеса. По нашему мнению свою оценку регулирующего воздействия должны будут сделать и органы власти субъектов Федерации, которые получили теперь это право. По Плану реализации в 2014 г. и в плановый период 2015-2016 гг. государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» «законодательные нормы, направленные на оптимизацию системы нормирования в области ООС и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения лучших технологий» должны быть приняты 31 декабря 2014 года, «перечень загрязняющих веществ, в отношении выбросов, сбросов которых применяются меры государственного регулирования, а также веществ, запрещенных для выбросов, сбросов в окружающую среду» - 31 марта 2016 г.; «обязательные требования к производственному экологическому контролю с дифференциацией в зависимости от категории объекта хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду» установлены - 30 октября 2016 года [22]. В связи с ожидаемым примерно двухлетним разрывом во времени между разработкой законодательных норм и реализацией инвестиционных проектов в Арктической зоне целесообразно в качестве особого эколого-правового статуса промышленных, транспортных и энергетических предприятий в ней дополнить проект федерального закона «Об Арктической зоне РФ» статьей «Меры по реализации государственной экологической политики в Арктической зоне РФ». В ней предусмотреть государственную экологическую экспертизу инвестиционных на соответствие требованиям наилучших доступных технологий для всех инвестиционных проектов независимо от начала их реализации и конкретизировать меры по стимулированию перехода на наилучшие доступные технологии с учетом интересов промышленных предприятий. Также требуется разработать подпрограмму федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды на период с 2014 до 2020 года» - «Охрана окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации», в которую включить мероприятия, специфичные для этой зоны по аналогии с мероприятиями по Байкальской особой экономической зоне или по Антарктиде. Целесообразно дополнить Градостроительный кодекс РФ характеристикой «зон с особыми условиями использования территорий» в Арктике, если там требуется размещение хозяйственных объектов федерального значения, а также разработать градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий и оленьих пастбищ. Как нам видится, основные характеристики особого эколого-правового статуса горнопромышленных и других предприятий в зоне Арктики уже намечены, и часть их даже законодательно установлена, но предстоит еще большая и спешная работа, для того чтобы это статус принял завершенный вид и гарантировал обеспечение экологической устойчивости в горной промышленности российской зоне Арктики. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ и Правительства Мурманской области по результатам совместного регионального конкурса «Русский Север: история, современность, перспективы», проект № 14-12-51003 «Оптимизация деятельности исполнительных органов власти Мурманской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования на современном этапе реформы государственного управления». 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz