Север и рынок. 2015, N 1.
не принят федеральный закон «Об Арктической зоне РФ». Также не разработана Стратегия пространственного развития РФ как концепция расселения населения страны, и в связи с резким изменением экономической ситуации в стране требуют корректировки другие важнейшие стратегические документы: Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года, прогноз социально-экономического развития РФ. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» утверждена в новой редакции в апреле 2014 г., что потребовало корректировки мероприятий и средств на ее реализацию. Государственная программа социально-экономического развития Арктики подверглась жесткой критике со стороны Счетной палаты РФ, за которой также следует ожидать ее корректировку [20]. Важнейшей движущей силой для устранения и ослабления рисков и угроз экологическому состоянию макрорегиона должна выступать система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, сбалансированная с системой управления социально-экономическим развитием АЗРФ в целом. Однако разработчик всех стратегических документов по Арктике и координатор программ Министерство регионального развития РФ было ликвидировано 8 сентября 2014 г. указом Президента РФ, а его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально экономического развития Арктики будут переданы Министерству экономического развития РФ в течение переходного периода. Горнопромышленные и горно-металлургические компании в силу своей естественной частнособственнической природы стремятся к тотальному снижению издержек, в том числе и экологических, особенно в Арктическом регионе, где коэффициенты удорожающих факторов составляют от 1.5 до 2.0 по сравнению с южнее расположенными регионами. Поэтому их политические организации (Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческое партнерство «Горнопромышленники России»), а другими словами, лоббисты их интересов в ходе реформы государственного экологического управления были привлечены к оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды для нахождения баланса экономических и экологических интересов. В результате учета мнения промышленников в форме процедуры оценки регулирующего воздействия 21 июля 2014 г. был принят новый Федеральный закон РФ N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ", реализация которого предполагает ужесточение экологических требований и интенсификацию экологизации и в горной промышленности тоже [21]. В частности, в соответствии с ним все предприятия горнодобывающей промышленности, во-первых, отнесены к "экологически опасным объектам" (объектам I категории), оказывающим негативное влияние на окружающую среду. Во-вторых, все предприятия горнодобывающей промышленности причислены к объектам, относящимся к области применения наилучших доступных технологий. Поэтому они должны в установленные сроки: • внедрить наилучшие доступные технологии, • стационарные источники выбросов и сбросов загрязняющих веществ оборудовать автоматическими средствами измерения, учета объема и концентрации загрязняющих веществ и техническими средствами фиксации и передачи информации в Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. С 1 января 2016 г. все новые инвестиционные проекты горного предприятия должны проходить государственную экологическую экспертизу на соответствие требованиям наилучших доступных технологий. Для тех предприятий, которые не внедрят экологически чистые технологии, с 1 января 2020 г. плата за сверхнормативные загрязнения вырастет от 4 до 5 раз. Также законом установлен мощный стимул для внедрения наилучших доступных технологий: после их внедрения коэффициент ставки платы за загрязнение окружающей среды будет равняться нулю. Определены направления и перечислены меры государственной поддержки: налоговые льготы, льготы в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду, выделение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ [21]. По нашему мнению, реализация в полной мере этих нововведений позволит минимизировать ущерб экосистемам и населению Арктики, причиняемый ныне действующими экологически опасными предприятиями и теми, которые предполагается создать. Другими словами, новации закона можно охарактеризовать как эколого-правовой статус горнопромышленных и других ресурсных, транспортных и энергетических предприятий в Арктике, отвечающий экологической безопасности макрорегиона на достигнутом уровне развития производительных сил. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz