Север и рынок. 2015, N 1.

образовались «техногенные пустоши», следует осуществлять экологическую модернизацию действующих производств, несмотря на удорожающие факторы. Наиболее существенными причинами для активизации природоохранной деятельности являются следующие. Во-первых, горнопромышленные предприятия в районах Севера и Арктики нуждаются в технологической модернизации для улучшения своих экономических показателей и повышения конкурентоспособности продукции. Достижение оптимальных эколого-экономических соотношений в процессе хозяйственной деятельности, то есть минимальной себестоимости или максимального объема выпуска основной продукции при наименьшем ущербе для окружающей среды, уже осознано менеджментом крупнейших российских государственных и частных компаний как реальная цель. В научной литературе активно развивается положение о том, что методика оценки экологической эффективности аналогична методам оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности с учетом экологических составляющих [16, 17]. В частности, концепция стратегического управления затратами (Strategic Cost Management) как новый метод повышения конкурентоспособности предприятия базируется на положении о том, что учет и анализ экологических затрат должен проводиться по всей цепочке создания ценностей на предприятии, так как экологический компонент и отражающие его затраты имеют место на каждой стадии цепочки затрат предприятия от добычи сырья до доставки готовой продукции потребителю[17]. Переход на наилучшие доступные технологии может повысить не только экологическую, но и экономическую эффективность компаний, дать им экономические преимущества за счет снижения производственных расходов и расходов на страхование, экономии энергии и ресурсов, снижения объемов финансовой ответственности, связанной с несоблюдением природоохранных норм и чрезвычайными ситуациями, большей доступности капитала и удовлетворенности потребителей, а также улучшения отношений с местным населением и обществом в целом. Во-вторых, российские горнопромышленные компании, функционирующие в Арктике, ответственны за загрязнение макроэкосистемы Мирового океан, которое они осуществляют посредством аэротехногенных переносов загрязняющих веществ и с речными стоками. В-третьих, деятельность по обеспечению экологической безопасности шире, чем только сохранение природных систем и поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, ее приоритетные направления включают также: экологические приоритеты в здравоохранении: обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях; предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций; предотвращение терроризма; контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов [18, 19]. Вместе с тем, экологическая безопасность, в отличие от других видов национальной безопасности (общества и государства) - это деятельность по обеспечению интересов и безопасности только личности (человека). Поэтому и в российской зоне Арктики следует, прежде всего, обеспечить экологическую безопасность человека, так как история освоения Севера и Арктики убедительно доказывает, что приоритеты военной и экономической безопасности здесь были всегда выше, чем экологический приоритет. В жертву достижению экономических и оборонных целей приносились не только здоровье первопроходцев и пришлого населения, но зачастую и их жизни. Ориентация стратегии социально-экономического развития Арктической зоны России на сохранение и развитие постоянных поселений в Арктическом макрорегионе требует создания в них благоприятной окружающей среды. С другой стороны переход на наилучшие доступные технологии требует от компании значительных затрат финансовых и трудовых ресурсов, поэтому бизнес-сообщество, стремится получить конкретные преимущества, в том числе и в форме экономического стимулирования процессов технологической и экологической модернизации со стороны государства. Поэтому эколого-правовой статус горнопромышленных предприятий в макрорегионе должен обеспечивать баланс экологических и экономических интересов государства, населения и бизнес-сообщества. Найти оптимальное соотношение между экономическими и экологическими интересами в Арктическом регионе посредством государственного регулирования чрезвычайно сложно по нескольким причинам. Во-первых, у государственных органов управления нет опыта управления таким огромным регионом в условиях рыночных отношений, поэтому приходится искать методы и структуры управления, адекватные стратегии и задачам, путем экспериментов в условиях одновременной реализации государственных и частных инвестиционных проектов и программ. Сегодня полигоном для экспериментов является макрорегион «Дальний Восток с Байкальским регионом». Во-вторых, оформление правового статуса Арктической зоны еще незавершенно, так как 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz