Север и рынок. 2015, N 1.

в соответствии с которым можно было сохранять экологически грязную технологию, заплатив за объемы загрязняющих веществ, превышающих национальные стандарты качества окружающей среды, хотя и в пять раз больше, но по мизерным ставкам платы. Негативную роль в снижении экологического приоритета в деятельности горнопромышленных предприятий сыграла отмена в 2006 г. экологической экспертизы инвестиционных проектов, то есть замена ее на общую экспертизу проекта, в которой экологическая экспертиза стала одной из многих и не самых важных частей. Введение федерального экологического надзора за природоохранной деятельностью горнопромышленных предприятий лишило органы власти субъектов Федерации каких-либо рычагов воздействия на них, хотя их деятельность и определяет экологическую ситуацию в регионах. Обладание политической и экономической силой, особенно в моногородах, позволяет сегодня горнопромышленным предприятиям оказывать давление на органы власти в муниципальных образованиях, например, на процесс общественных слушаний по обсуждению выгод и угроз новых инвестиционных проектов. Однако горнопромышленные компании, в первую очередь, экспортноориентированные, быстро поняли, что экономия на экологических издержках снижает их положительный имидж среди зарубежных потребителей продукции, а активная экологическая политика компании является необходимым и важным орудием в борьбе с зарубежными конкурентами. Поэтому большинство крупных горнодобывающих компаний внедрили в систему корпоративного управления добровольную систему экологического менеджмента, чтобы их продукция и деятельность соответствовали требованиям международных экологических сертификатов, одним из которых является наличие экологической стратегии развития предприятия. Система сертификатов на соответствие требованиям стандарта экологического менеджмента ISO (International Organization for Standardization) 14001 сегодня уже имеет несколько версий, каждая последующая из которых усиливает требования к экологической чистоте производства и продукции. Кроме того, создаются национальные аналоги сертификатов экологического менеджмента и качества, например в России - это ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (аналог ISO-14001: 2004), ГОСТ 12.0.230-2007 (аналог OHSAS 18001:2007) и др. Другими словами, внедрение системы добровольного экологического менеджмента представляет собой постоянный процесс постепенного улучшения экологического управления на предприятии. Оценивая положительно внедрение системы экологического менеджмента в российских горнопромышленных компаниях, нельзя не отметить ее низкую экологическую эффективность, так как затраты предприятий на мероприятия, достаточные для получения сертификатов, не позволяют улучшить его природоохранную деятельность до обеспечения стандартов качества окружающей среды. Дело в том, что для получения сертификатов не требуется достижение показателей природоохранной деятельности, таких как: снижение объемов загрязняющих веществ или ввод в действие основных природоохранных фондов. Система экологического менеджмента направлена на улучшение экологического планирования в компании, обучение персонала, совершенствование методов производственного экологического контроля, на развитие информационного обмена и т.д. В зарубежных компаниях, в отличие от отечественных, развитие системы экологического менеджмента осуществляется параллельно с процессами технологической и экологической модернизации производства, что и определяет высокую экологическую эффективность их природоохранной деятельности. В России дело обстоит не так. Например, ОАО «Норильский никель» является лидером в стране по внедрению системы добровольного экологического менеджмента, и в то же время только выбросы сернистого газа его дочернего предприятия ОАО «Печенганикель» в 2008 г. составили 102. 67 тыс. т, что на 19.2 тыс. т больше, чем его выбросы в Финляндии и примерно в 5-6 раз больше, чем объем выбросов сернистого газа в Норвегии [9]. За 8 лет (2004-2011 гг.) компания выделила более 90 млрд руб. на работы, направленные на минимизацию негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду, из них в 2011 г. - 15.8 млрд руб.[10]. Увеличение природоохранных инвестиций в 2011 г. объясняется тем, что к крупнейшему в стране и в Арктике загрязнителю атмосферы сернистым газом правительству страны пришлось применить индивидуальный подход в форме заключения Соглашения взаимодействии между Росприроднадзором и ОАО «Норильский никель» по сопровождению "Плана мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города Норильск в период с 2010 г. по 2013 г. [11]. В Отчете Росприроднадзора об итогах реализации этого Соглашения сообщается, что «в 2011, 2012 и 2013 гг. реализация Соглашения осуществлялась путем 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz