Север и рынок. 2015, N 1.

История хозяйственного освоения территории российской Арктики насчитывает уже более пяти веков и на их протяжении этапы интенсивной колонизации сменялись менее напряженными, характеризовались невниманием к развитию территории или полным исключением ее из приоритетов государственной региональной политики. Однако всегда инициатором освоения северных и арктических территорий выступало государство, его высшие политические органы, которые очередную стратегию развития обосновывали общенациональными экономическими или геополитическими интересами. Для современного этапа хозяйственного освоения Арктической зоны, государственная стратегия которого начала разрабатываться с 2008 г., свойственно расширение состава и усложнение общенациональных интересов [1]. Результатом двадцатилетнего реформирования производственных отношений в нашей стране явилось превращение государства в классическую политическую организацию «экономически господствующего класса», экономические интересы которого и реализуются в первую очередь. В связи с наблюдаемой ныне деиндустриализацией страны, которая также является следствием трансформации российской плановой экономики на рыночную по западным либеральным калькам и условиям международных кредитных организаций, к «экономически господствующему классу» преимущественно относятся компании, эксплуатирующие природные ресурсы и, прежде всего, топливно-энергетические и минерально-сырьевые. Поступательное развитие этих коммерческих компаний совпадает с общенациональными экономическими интересами, хотя бы потому, что их налоги составляют большую часть доходов федерального и региональных бюджетов. Также частные компании выступают поставщиками стратегического минерального сырья на внутренний рынок страны. В старопромышленных районах Севера эти компании являются основными работодателями и вынужденно или добровольно наделены другими функциями социальной ответственности [2]. В дополнение тому следует напомнить, что особенно среди топливно-энергетических компаний еще высока доля государственных. Кроме того, следует заметить, что корпоративные стратегии, ограниченные частным интересом, в лучшем случае распространяют анализ на конкретную отрасль и не могут отражать народно-хозяйственный интерес. Общенациональный интерес для горнодобывающего сектора можно определить только на основе макроэкономического, научно-технического, демографического и других видов прогнозов социально-экономического развития страны и конкурентоспособности ее продукции на мировых рынках, разработка которых относится к функции и компетенции федерального правительства. Стратегический среднесрочный прогноз для горнодобывающего сектора страны является неблагоприятным и согласно ему в качестве негативных факторов в довершение к резкому увеличению проблем обеспечения ресурсами добавляются следующие: снижение конкурентоспособности российского минерально-сырьевого сектора на внешних рынках по причине отсталости технологий и износа основных производственных фондов; обеспечение квалифицированными кадрами; рост социально-экологических потребностей населения северных регионов; рецессия в зарубежных странах - потребителях продукции; санкции стран Европейского союза, США и Канады и др. Только по этим причинам можно утверждать, что цель - «расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья», сформулированная в Государственной программе РФ "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года" отвечает общенациональным экономическим интересам [3]. Касательно горнодобывающего сектора российской экономики общенациональный экономический интерес заключается в формировании условий и предпосылок для повышения конкурентоспособности российского минерально-сырьевого сектора на внешних рынках. Стратегическая цель развития Российской Арктики также соответствует геополитическим интересам страны. Стратегические намерения России по экономическому возрождению арктических территорий, включая акватории Северного Ледовитого океана, в частности, использование Северного морского пути, как национального преимущества в конкурентной борьбе вызвало неприкрытое сопротивление зарубежных экономических конкурентов даже в форме образования военных коалиций, например, государств Арктического Совета и НАТО [4, 5]. Планы развития горнодобывающей промышленности особенно для замены импорта дефицитных в стране цветных и редких металлов, равным образом представляет угрозу для их нынешних зарубежных поставщиков. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz