Север и рынок. 2015, N 1.

По методике рейтингового агентства «Эксперт» [5] оценивается девять (до 2005 года - восемь) видов инвестиционного потенциала (природно-ресурсный, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский, туристический) и семь видов инвестиционного риска (политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый, криминальный). В результате оценки всех регионов по показателям потенциала и риска формируется рейтинг, по которому регионы распределяются по группам: группа 1: 1А - максимальный потенциал - минимальный риск; 1В - высокий потенциал - умеренный риск; 1С - высокий потенциал - высокий риск; группа 2: 2А - средний потенциал - минимальный риск; 2В - средний потенциал - умеренный риск; 2С - средний потенциал - высокий риск; группа 3: 3А1 - пониженный потенциал - минимальный риск; 3А2 - незначительный потенциал - минимальный риск; 3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск; 3С1 - пониженный потенциал - высокий риск; 3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск; 3С2 - незначительный потенциал - высокий риск; 3D - низкий потенциал - экстремальный риск Методика К.Гусевой «Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата» [6] базируется на учете различий «стартовых условий» вхождения регионов в рынок, специфики промышленной и природно-ресурсной базы, а также уровня жизни населения. Особенностью методики является возможность оценки реакции регионов на проводимые рыночные преобразования с помощью такого понятия, как «степень адаптации экономики региона к новым условиям». Рыночная реакция определяется следующими параметрами: 1) стартовые условия вхождения районов в рынок; 2) оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне; 3) место районов в рыночном пространстве и перспективы изменения инвестиционного климата. Данная методика универсальна и относительно проста при проведении расчетов. В методике комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов с учетом их отраслевой специализации М.Смаглюковой [7] используется модель, включающая две составляющие: 1) экономическую отдачу (оценивает уровень доходности инвестируемых средств); 2) рискованность вложений (оценивает степень риска, связанного с рассматриваемым уровнем региона (территории или отрасли). К числу факторов инвестиционной привлекательности регионов отнесены: политический, социальный, экономический, экологический, инфраструктурный, законодательный, и криминальный, инновационный, производственный, трудовой, финансовый, инвестиционный, ресурсно-сырьевой. Экспресс-методика оценки инвестиционного климата (ЭМОИК) [8, c.65-68] полностью базируется на статистических показателях, публикуемых в статистических сборниках. Результаты оценки представляются в виде термометра, показывающего «температуру» инвестиционного климата, рассчитанной относительно общероссийской «температуры», принятой за 0 градусов. Для расчета «температуры» инвестиционного климата используется набор относительных показателей (долевых и душевых) для нивелирования таких факторов, как численность населения субъекта и размер его территории. Методика представляет собой целостную автоматизированную систему: при механическом вводе исходных данных на выходе автоматически дается результат оценки - «температура» инвестиционного климата. По методике оценки инвестиционной привлекательности регионов А.И. Бланка [10] оценка осуществляется по уровню общеэкономического развития региона, уровню инвестиционной инфраструктуры, по демографической характеристике, уровню развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры, степени безопасности инвестиционной деятельности в регионе. По результатам расчета интегрального рангового показателя оценивается уровень инвестиционной привлекательности отдельных регионов. Основной целью Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ является оценка эффективности усилий региональных органов власти по улучшению состояния инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности субъекта РФ, а именно результатов реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, включающей в себя предложенные предпринимателями проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение процедур по ведению бизнеса и внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе - ключевого проекта по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в субъектах 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz