Север и рынок. 2015, N 1.

Финансирование ДЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» Источники По годам реализации Всего финансирования 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Федеральный бюджет 195503 322919 - - - 519422 Областной бюджет 324510 179076 3240346 2393919 2434099 8571950 Муниципальный бюджет - - 4988 7325 10655 22968 Внебюджетные источники 257658 1188273 4761282 3749865 2775482 12732560 Итого 778671 1690268 8006616 6151108 5220236 21846899 Мероприятия программы предусматривают сокращение к 2015 г. по отношению к 2010 г. энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 15% с перспективой увеличения этого показателя до 25% в 2020 г. Предполагается достижение суммарной экономики в рамках реализации программы (к 2015 г.): электрической энергии - 383 тыс. МВт/ч; тепловой энергии - 905 тыс. Гкал и водопотребления - 15771 тыс. м3. Для этого целевыми ориентирами ДЦП стали: • создание комплексной региональной системы энергосбережения; • проведение мероприятий в бюджетной сфере, а также привлечение внебюджетных источников; • создание благоприятных условий для перехода предприятий и организаций на энергоэффективный путь развития; • усиление роли информационного воздействия на хозяйствующие субъекты и население с целью вовлечения их в процесс энергосбережения. Повышение энергоэффективности региона требует разработки и внедрения системных мероприятий, направленных на мониторинг, оценку, управление и финансовую поддержку процесса энергосбережения на всех уровнях. При этом основными элементами экономического механизма повышения энергоэффективности экономики и социальной сферы являются: • формирование системы управления энергосбережением и комплекса взаимосвязанных программных мероприятий; • внедрение системы технических регламентов, региональных стандартов и норм, повышающих управляемость процессами энергоэффективности; • переход на расчеты за использование энергетических ресурсов по приборам учета с последующей автоматизацией этого процесса; • организация и проведение обязательных энергетических обследований; • использование механизма энергосервисного контракта для формирования адресных мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, в жилищном фонде и коммунальной инфраструктуре; • стимулирование и поддержка инициатив хозяйствующих субъектов в сфере энергосбережения и повышения эффективности; • повышение образованности населения в области энергосбережения, формирование энергосберегающего образа жизни, развитие нормативно-правовой базы в области энергосбережения; • определение потенциала энергосбережения по видам энергетических ресурсов. В заключение необходимо отметить, что региональная политика энергоэффективности в основном ориентирована на взаимодействие со средним и малым бизнесом как в экономике, так и в социальной сфере. Однако в отдельных муниципальных образованиях, особенно моногородах, корпорации активно участвуют в процессах жизнеобеспечения. Поэтому государственно-частное партнерство имеет очень важное значение в проведении экономической политики в сфере энергоэффективности, механизм которой упрощенно может быть представлен следующим образом (рисунок). При этом взаимодействие региональных органов государственной власти и бизнеса (ГЧП) осуществляется на основе следующих принципов: • признание и учет определенного различия интересов сторон-участников ГЧП; • проектный подход и отсутствие жестких схем и норм взаимодействия, их постоянная адаптация; 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz