Север и рынок. 2015, N 1.

• формирование в рамках проведения региональной энергосберегающей политики инструментов ее нормативного правового и организационного обеспечения. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве одного из основных рисков и угроз выделены: высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов, соответственно высокие издержки арктических производств при отсутствии эффективных компенсационных механизмов, недостаточно активная политика энергосбережения в социальной сфере. Важнейшей стратегической задачей считается повышение энергоэффективности, расширение использования возобновляемых источников энергии, а также обеспечение энергонезависимости удаленных малых населенных пунктов, разработка и реализация проектов в области энергосбережения и энергоэффективности, в том числе в рамках международного сотрудничества [3]. Отметим, что Арктическая зона РФ встроена в Российский Север в том плане, что многие субъекты страны имеют как арктические, так и северные территории. Можно напомнить: Крайний Север занимает около 60% страны с населением примерно 6%, а арктические регионы - 20% и 1.4% соответственно. С точки зрения хозяйственных процессов и жизнедеятельности в целом это самые сложные территории с наиболее высокими издержками. При этом энергоресурсы составляют в северных регионах до 30% общих затрат, а в отдельных арктических территориях достигают 40%. Поэтому повышение энергоэффективности является здесь доминирующим фактором, затрагивающим интересы всех секторов экономики и уровней власти [4]. Исследования, проведенные в Республике Коми, показали, что производственное и коммунально-бытовое потребление в северо-арктических регионах (САР) характеризуется здесь более высокими удельными показателями в сравнении со средним фоновым уровнем для остальной территории Республики Коми, ее южных и центральных районов. Исключение составляют низкие показатели душевого энергопотребления в сельских районах, обусловленные их относительно невысокими уровнями производственного потенциала и бытовой комфортности [5]. Межрайонная дифференциация показателей энергопотребления на душу населения соответствует концентрации энергоемкого производства - топливодобывающих предприятий (в Воркуте, Усинске) и электростанций (в Печоре, Воркуте). Повышенные бытовые потребности населения САР в электроэнергии связаны с дополнительным использованием электрообогревательного оборудования в более холодных климатических условиях, а также электропечей для пищеприготовления в негазифицированных районах. Коммунально-бытовое теплопотребление САР в среднем в 1.5 раза выше, чем в южно­ центральной части республики. Наибольшие показатели среднедушевого отопления достигаются в Воркуте и Инте, что является следствием не только самых северных для республики климатических условий, а также, согласно районным программам энергосбережения, высоких теплопотерь из-за низких теплоизоляционных характеристик жилых зданий и отчасти вынужденного отопления пустующего жилого фонда. По оценкам ООО «Гипрокоммунэнерго» (Москва), в Воркуте пустующее отапливаемое жилье в 2010 г. составляло около 8%, к 2015 году достигнет 16%, а уплотнение неэффективного жилья может дать сокращение потребления тепла до 30%. Политика энергоэффективности и энергосбережения реализуется в основном по двум секторам - производственному и социальному. В первом случае она осуществляется в доминирующей степени корпоративными образованиями, во втором - территориальными предприятиями энергообеспечения и органами власти. Очевидно, что в обоих случаях важным кооперационным инструментом в рамках экономического механизма будет государственно-частное партнерство. Корпоративный тренд ниже будет рассмотрен на примере ОАО «ЛУКОЙЛ», имеющей свои подразделения в таких арктических регионах, как Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО, а в последнее время и Мурманская область. В начале статьи упоминалось важное направление повышения энергоэффективности - когенерация. Она является перспективным направлением производства энергии, имеющим высокий потенциал энергосбережения. Общий коэффициент полезного действия когенерационной системы может достигать 80-90% (для примера - у паровых турбин он не превышает 60%). На ряде объектов «Лукойла» установлены микротурбинные установки, которые, как правило, работают на попутном нефтяном газе. Такие установки были ранее введены в эксплуатацию в ООО «Лукойл-Коми» и ООО «Нарьянмарнефтегаз». В отчетном периоде установлены еще две микротурбины в ООО «Лукойл-Пермь». Планируется дальнейшее внедрение микротурбин на предприятиях Лукойла [6]. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz