Север и рынок. 2015, N 1.

круглогодично действующим видом транспортного обеспечения, перевозящим подавляющую часть энергоресурсов, оборудования, материалов, твердых видов грузов, продовольствия и персонала, обеспечивающим перевозку большей части экспортно-импортных грузов. Что касается Мурманского морского порта, то подвозящая и увозящая грузы железная дорога находится в хорошем техническом состоянии и при незначительной модернизации и капиталовложениях может существенно повысить свою пропускную и провозную способность, обеспечив тем самым планируемый ускоренный рост объемов экспортно-импортных перевозок. Одной из основных проблем развития портовой инфраструктуры в Арктике следует считать обеспечение соответствия всех портов современным требованиям международной системы судоходства и, в первую очередь, требованиям по возможностям портов обслуживать суда строго по графикам [1]. Для этого необходимо: • обеспечить в каждом порту технические возможности для гарантированного и своевременного предоставления услуг лоцмана, ледокольной поддержки и проводки; • все порты должны иметь возможность предоставления стандартных для международной практики услуг, объем и порядок предоставления которых должны отвечать обоснованным пожеланиям клиентов; • вдоль трассы СМП необходимо оборудовать достаточное количество портов-убежищ, с предоставлением услуг по техническому обслуживанию и проведению аварийно­ восстановительных ремонтов судов различного объема. Когда в 2011-2012 гг. заговорили о возрождении Северного морского пути, в первую очередь речь шла о его заманчивых перспективах как транзитной трассы. Предполагалось, что, имея как минимум два преимущества перед традиционным маршрутом Азия - Европа через Суэцкий канал (расстояние значительно короче, нет пиратов), СМП перетянет на себя существенную часть трансконтинентальных грузопотоков. Сейчас все чаще можно слышать критические высказывания по поводу этих возможностей: навигация по трассе длится только пять месяцев, грузовая база ограничена (в основном сырьевые ресурсы), контейнеровозы соответствующего ледового класса пока массово не выпускаются, ледокольная проводка существенно удорожает перевозки. Однако, по мнению ряда экспертов, смотреть на СМП как на транзитную магистраль идеологически неверно. СМП - это, прежде всего, наше национальное достояние, важное геополитическое преимущество России, уникальная возможность развивать северные регионы страны. «Как бы ни был СМП потенциально перспективен в качестве транзитного маршрута, его основное значение заключается в транспортном обеспечении национальных проектов развития, ресурсном обеспечении национальной экономики, снабжении населения арктических и северных территорий, решении вопросов в сфере безопасности, - считает член экспертного совета Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Михаил Жуков. - Обеспечение устойчивого судоходства по нему и по сибирским рекам - стратегическая задача государства» [5]. В 2013 г. президент РФ Владимир Путин подписал Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения н ационально й безопасности н а период до 2020 года. Это должно было ознаменовать собой запуск мегапроекта, объявленного государственным приоритетом. Однако дальнейшее формирование пакета документов затормозилось: разработанные и внесенные в правительство РФ проект федерального закона об Арктической зоне РФ и Программа социально-экономического развития региона на 2014-2020 годы оказались заморожены. Программа осталась без федерального финансирования, и, по словам члена Комитета по делам Севера Совета Федерации РФ Игоря Чернышенко, Арктика может не получить по ней ни копейки не только в 2014­ м, но и в 2015-2016 годах [5]. Пока проект освоения Арктики остается без федеральных денег, кроме того отсутствует полноценная нормативно-правовая база. В таких условиях привлечь частных инвесторов крайне сложно. Литература 1. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика, 2012. № 3 (7). 2. Давыденко А.А. Северный морской путь - стратегия возрождения [Электронный ресурс] // Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта на конференции 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz