Север и рынок. 2015, N 1.

• в восточном районе Арктики - силами и средствами ФГУП «Дальневосточное БАСУ», ФГУП «Сахалинское Б АСУ» и филиала в Петропавловске-Камчатском. Линейные ледоколы несут аварийно-спасательную готовность в районах, в которых они осуществляют ледокольное обеспечение. Задачи обновления аварийно-спасательного и гидрографического флотов решаются в рамках реализации ряда Федеральны х целевых программ. В 2009 году закончено проектирование и начато строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов и водолазных катеров. С 2010 по 2015 гг. за счет средств федерального бюджета планируется построить около 50 аварийно-спасательных и гидрографических судов, на что предусмотрено выделение около 40 млрд руб. [2]. Арктические порты по-прежнему являются самым слабым звеном на СМП. Из-за отсутствия средств у собственников модернизация технического оборудования портов после 1990 г. производилась в ничтожных масштабах. Причальные сооружения в большинстве арктических портов требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов. В большинстве портов отсутствуют или находятся в критическом состоянии сооружения по приему и утилизации судовых отходов, средства ликвидации аварийных разливов нефти [3]. Арктические порты имеют ключевое значение в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, перевозок грузов, развития и использования транзитного потенциала России [4]. Пришедшие в упадок порты существенно снижают конкурентоспособность Северного морского пути. По словам председателя совета директоров консорциума «ЭнергоКоминтех» Игоря Орлова, выступавшего на Арктическом инвестиционном саммите 27 февраля 2014 г. «Архангельск, Диксон, Тиксинский транспортный узел, Нижнеямск, Зеленый Мыс, Мыс Шмидта, Певек. Это минимум, который надо восстанавливать» [5]. Восстановление функций и расширение возможностей СМП как наиболее перспективного высокоэффективного и безопасного транспортного коридора предполагает как модернизацию действующих арктических портов, например, портов Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон, так и создание новых портовых (или транспортно-логистических) комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов, например, таких как Индига, Харасавей, Мурманск, Варандей. К основным портам СМП сегодня относятся: Игарка и Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения, а также ряд более мелких портов [1]. В перспективе арктические порты будут ориентированы на перевалку топливно-энергетических ресурсов (сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа). При этом нефть и газ будут поступать в порты с шельфов северных морей (для их перевалки построены порты Варандей, Харасавэй). Строятся новые порты, например, в 2012 г. началось строительство нового крупного морского порта в арктическом бассейне Российской Федерации в районе ямальского пос.Сабетта. Его главной задачей изначально была транспортировка сжиженного природного газа проекта «Ямал-СПГ» по Северному морскому пути в страны Юго-Восточной Азии. Но практически сразу проект был расширен: порт должен стать многопрофильным, рассматривать его необходимо в качестве нового узлового порта на Севморпути. Ямальская Сабетта, находясь практически посередине между Мурманском на западе и Петропавловском-Камчатским на востоке, будет играть роль инфраструктурного объекта на Севморпути, куда могли бы заходить не только танкеры- газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры [6]. Строительство порта осуществляется в труднодоступном районе, что требует на много больших инвестиций, чем строительство портов в других бассейнах. В Мурманской области особое значение имеет реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Его целью выступает использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцева Евроатлантического транспортного коридора, а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений. В рамках проекта планируется строительство новых портовых перегрузочных комплексов, морского контейнерного и логистического терминалов, развитие сети подъездных железнодорожных и автомобильных дорог, а также других объектов [7]. Строительство новых стратегических морских портов России в Арктике предполагает одновременное подведение к ним, прежде всего, железнодорожных магистралей. Железнодорожный транспорт для России является универсальным, самым надежным, экономически выгодным и 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz