Север и рынок. 2015, N 1.
другого утвержденного решения. Важным преимуществом ледокола проекта 22220 по сравнению с ледоколами предыдущих поколений является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек благодаря двухосадочной конструкции (ледокол имеет две рабочие осадки: 8.5 и 10.5 м). Кроме того, в 2012-2013 гг. планировалось ввести в действие два дизель-электрических ледокола типа ЛК-25 мощностью 25 МВт, а также приступить к строительству портовых ледоколов нового поколения. К сожалению, и данная Программа строительства ледоколов выполнена не была. Более того, ни один современный ледокол требуемой мощности до настоящего времени даже не был заложен на верфях или заказан за границей. Вместо ледоколов ЛК-25 мощностью 25 МВт, способных успешно работать даже на трассах СМП, являясь определенной альтернативой атомным ледоколам, были введены в строй в 2008 и 2009 гг. два ледокола ЛК-18 мощностью 18 МВт, проекта 21900. Их строительство велось в соответствии с изменениями, внесенными в подпрограмму постановлением Правительства РФ от 31.05.2006 г. № 338. Однако ледоколы ЛК-18 решить все задачи линейных ледоколов на трассах СМП не способны. В «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» отмечается: «Всего для выполнения прогнозируемых объемов работ на период до 2030 г. по транспортировке углеводородов континентального шельфа России потребность в специализированных транспортных судах арктического плавания составляет - около 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн т и обслуживающего флота - около 140 единиц. Кроме того, необходимо будет построить 10-12 новых ледоколов (в совокупности с ледоколами различных типов, которые будут обеспечивать транспортные морские перевозки, их потребуется более 40 единиц)». Следует отметить, что в настоящее время отечественные судостроительные предприятия практически не приступили к реализации столь амбициозных, но в тоже время исключительно актуальных для страны планов. Таким образом, РФ с такими темпами обновления ледового флота к 2017 г. может оказаться перед «угрозой ледовой паузы». Выход из столь сложного положения возможен, например, путем ускоренного строительства мощных линейных неатомных ледоколов на стапелях пяти отечественных верфей: ОАО «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Севмашпредприятие» ОАО «Выборгский завод». Параллельно на верфях может осуществляться и строительство атомных ледоколов. Таким образом, главной проблемой дальнейшего развития российской Арктической транспортной системы является проблема строительства ее основы - мощного линейного ледокольного флота [1]. Большое значение для развития Севморпути имеет навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО), которое является составной частью системы безопасности судоходства. Для арктических морей издано 747 открытых навигационных морских карт, 19 руководств и пособий для плавания. Установлено 1555 объекта различных средств навигационного оборудования. Вся система навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике требует модернизации. Для создания современной комплексной системы НГО на Северном морском пути необходимо: • площадная съемка рельефа дна всей протяженности СМП и создание банка данных электронных карт; • строительство береговых контрольно-корректирующих станций Глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающих использование систем в высокоточном дифференциальном режиме (ФЦП «Глобальная навигационная система», финансирование - около 170 млн. руб.); • замена радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) на альтернативные источники питания на навигационных объектах в Арктике (ФЦП «Обеспечение ядерной безопасности на 2008-2012 гг.», финансирование - 457 млн руб.). Координацию поисково-спасательных операций в Арктике осуществляют: • в западном районе Арктики - Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) в портах Мурманск и Архангельск; • в восточном районе Арктики - МСКЦ в портах Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Граница между западным и восточным районами Арктики проходит по устью реки Лена. В целях обеспечения поисковых и аварийно'-спасательных работ в Арктике в зоне ответственности Российской Федерации Росморречфлотом организовано несение аварийно-спасательной готовности: • в западном районе Арктики - силами и средствами ФГУП «Мурманское БАСУ» с филиалом в Архангельске; 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz