Север и рынок. 2015, N 1.
пользователей этого маршрута. Функционирование Северного морского пути как единого инфраструктурного транспортного объекта предполагает развитие ледокольного, гидрографического, гидрометеорологического обеспечения и модернизацию базовых портов на всем протяжении Северного морского пути. К сожалению, в настоящее время отечественные судостроительные предприятия практически не приступили к реализации планов по обновлению ледокольного флота. Таким образом, к 2017 г. РФ может оказаться перед «угрозой ледовой паузы». Вся система навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике требует модернизации. В рамках различных ФЦП были выделены средства. Восстановление функций и расширение возможностей СМП как наиболее перспективного высокоэффективного и безопасного транспортного коридора предполагает как модернизацию действующих арктических портов, так и создание новых портовых (или транспортно логистических) комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов. Вследствие того, что формирование пакета документов по «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения н ационально й безопасности на период до 2020 года» затормозилось, проект освоения Арктики остается без федеральных денег, кроме того, отсутствует полноценная нормативно-правовая база. Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, ледокольный флот, гидрографическое обеспечение, портовая инфраструктура. INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE A.B.Nikolaeva, associate professor, senior researcher Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of RAS, Apatity Abstract. Everything connected with the Arctic marine transportation system is part of the national policy of Russia in the field of transport, which is aimed at developing and improving its material and technical base and organizational structure, creating an attractive environment for the users of the route. Functioning of the Northern Sea Route as a single transport infrastructure object involves development of icebreaking, hydrographic, hydrometeorological services and modernization of the basic harbors all over the Northern Sea Route. Unfortunately, at present, domestic shipbuilding enterprises hardly begun to implement plans to update the icebreaker fleet. Thus, by 2017 Russia may be facing «a threat of ice pause». The whole system of navigation and hydrographic support in the Arctic requires modernization. Within various Federal Programs funds were allocated. Recovery of functions and expansion of the Northern Sea Route potentialities as the most promising high-performance and safe transport corridor involves both modernization of existing Arctic harbors and creation of new harbor (or transport and logistics) complexes, and offshore shipping terminals. Because of that formation of a package of documents on the "Strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period up to 2020" is hampered, development project of the Arctic has no federal money, and in addition, a proper legal framework is lacking. Keywords: the Northern Sea Route, the Arctic, ice-breaker fleet, hydrographic support, harbor infrastructure Арктика - важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств - России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, эти страны привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок. В настоящее время интерес к арктическим трассам значительно повысился. Этот интерес связан с началом освоения арктических шельфовых месторождений, глобальным потеплением климата и развитием судоходства в арктическом регионе. Впервые официальное название Северному морскому пути дано в постановлении Совета Народных Комиссаров Союза ССР 1932 г. Этим постановлением образовано Главное управление Северного морского пути, перед которым была поставлена задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечивать безопасность плавания по этому пути». За прошедшие годы в Арктике были построены арктический ледокольный флот, транспортные суда для арктического плавания, морские порты, радиоцентры, созданы системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. В целом, к 1990-м гг. инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания. Россия начала интеграцию Севморпути в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного евро-азиатского транспортного коридора. Однако в настоящее время минерально сырьевая база Арктического шельфа России обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью, что объясняется, в первую очередь, слабой развитостью инфраструктуры, 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz