Север и рынок. 2015, N 1.

рационального использования их информационного потенциала в контексте реализации модели функционирования компромиссно равновесных рынков. Пока же в настоящее время российский бизнес по-прежнему предъявляет явно невысокий спрос на инновации. Уровень инновационной активности отечественных предприятий в начале XXI в. обычно не превышает 10%, уступая по этому показателю не только ведущим государствам, но и ряду стран Восточной Европы. Причем, это касается как технологических, так и нетехнологических (организационных, маркетинговых) инноваций. Для России также характерна невысокая интенсивность затрат на инновации в соотношении с объемом продаж: в среднем по промышленности она составляет всего 1.5% (для сравнения, в Швеции - 5.4%, в Германии - 3.4%) [2]. Низка и отдача от этих затрат. Инновационная деятельность на предприятиях России преимущественно сводится к приобретению машин и оборудования, а не проведению исследований и разработок и созданию на этой основе заделов для разработки радикальных новшеств. В результате доля инновационной продукции, которая является новой для рынков, составляет всего лишь 0.6% в общем объеме отгруженной продукции (для сравнения, в Германии - 3.3%, в Финляндии - 6.3%). Поступления от экспорта технологий имеют всего лишь 7% российских организаций, выполняющих инновационные работы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для обеспечения поступательного развития экономики России необходимо решить комплекс проблем, в том числе проблем на территориальном уровне. Следовательно, на современном этапе развития реального сектора региональной экономики необходимым является: • обоснование приоритетных направлений и этапов проведения реструктуризации производственно-экономических систем (с основным акцентом на повышение их информационной защищенности); • учет того факта, что реструктуризация, а в ее пределах, реформирование, модернизация и реинжиниринг реального сектора экономики должны повлиять на территориальное развитие любого смежного вида экономической деятельности; • разграничение цели и средств достижения целей реструктуризации, поскольку реализация этой стратегии не может выступать самоцелью производственно-хозяйственной деятельности. Потому, что сами по себе они ничего изменить не могут в целом в отрасли или промышленности. Учитывая сказанное, приоритетом в процессе управления реструктуризацией реального сектора региональной экономики следует считать обеспечение инновационно-информационной направленности осуществления процессов обновления, реформирования или модернизации регионального промышленного производства, которое обусловит наращивание его стратегического потенциала в целом. При этом одной из важных предпосылок устойчивого роста регионального промышленного производства высокотехнологической продукции в условиях рынка остается проведение тех видов структурных сдвигов в реальном секторе, что обеспечат использование действенных способов перестройки ее деятельности с целью адаптации к новым требованиям функционирования в нестабильной рыночной и внешней экономической среде. Выводы. Сделан вывод о том, что для эффективной реализации процессов модернизации важно также учитывать не только технологический аспект, который, безусловно, является важнейшим, но и организационно-управленческий, социальный, экологический аспекты, а также отраслевые и региональные особенности инновационного развития производственных процессов. Кроме этого, обосновывается идея о том, что модернизацию следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает новый тип производственных отношений, которые должны способствовать ускорению воспроизводственных процессов на предприятиях и, в первую очередь, в развитии материально-технической базы производства в условиях внедрения новейших технологий. Это станет важной основой для изготовления продукции с инновационным наполнением, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках; повышения эффективности производства на предприятиях и их производственных подразделениях; даст возможность решить блок актуальных проблем социального направления в производственных коллективах. Установлено, что генерирование, производство и наращивание потенциала РПК становятся возможным в случае активизации социально-экономических и организационных изменений, которые можно рассматривать как следствие интенсификации процессов реструктуризации бизнес-среды и как информационно-методическую базу маркетинговых исследований внутренней и внешней среды. Учитывая сказанное, считаем в дальнейшем целесообразным осуществить пересмотр определенной цели бизнеса, рынков сбыта, контингента поставщиков, и, конечно, организационную и 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz