Север и рынок. 2015, N 1.

Субъектами-носителями целей являются население, деловое содружество и органы управления. Функционирование региона рассматривается в двух основных режимах: текущем (выживание) и стратегическом (развитие). На пересечении рассмотренных критериев формируются основные функции региона. Их можно рассматривать как по горизонтали (строке) - по субъектам- носителям, так и по вертикали (столбцу) - по режимам функционирования. Отмеченные элементы режимов функционирования в регионе в основном отвечают общепринятым стандартам, характерным для стран со смешанной экономикой (США, Швеция, Германия). Они заключаются в установлении благоприятных макроэкономических условий и поддержке функционирования рыночных институтов [10, 11]. Чтобы приблизиться к развитым стандартам перед государственными органами власти постсоветских стран на первый план выходят задачи реформирования, обеспечения устойчивости роста и развития, активизации участия государства в создании условий развития эффективной рыночной экономики. Органы государственной власти должны: 1) усилить координирующую функцию создания государственных и частных институтов, основ рыночной инфраструктуры; 2) предупредить и максимально ослабить криминализацию экономики; 3) стимулировать безынфляционный рост, увеличение производственных инвестиций, вложения в человеческий капитал, охрану здоровья, образование, охрану окружающей среды; 4) превратить ренту природных ресурсов в государственные доходы и общественные инвестиции; 5) стимулировать конкуренцию и создание конкурентоспособных предприятий; 6) создать новый социальный контракт, который включает систему социальной защиты и смягчение экономического неравенства; 7) облегчить перестройку промышленности на основе реализации активной промышленной политики; 8) осуществить ключевые проекты, используя целевой подход. Развитие региона должно обеспечить через определенный период времени позитивные изменения во всех основных видах воспроизводственных взаимодействий, между: • населением и бизнесом (производством), между социальными и экономическими интересами, потреблением и накоплением; • отдельными частями (населенными пунктами) региона, между столицей регионом и другими (окружающими) его поселениями; • региональными и государственными интересами, которые нередко закладывают основу для возникновения социально-экономических противоречий. Таким образом, для исследования региона необходимо использовать системный подход с применением диалектической логики. Возвращаясь к теме модернизации региональных хозяйственных комплексов, необходимо отметить, что при определении факторов и условий осуществления модернизации следует учесть ее многовариантный характер. Варианты технического перевооружения и структурной перестройки экономики, прежде всего, могут отличаться сроком и временем их реализации. В связи с этим можно вспомнить разные варианты технического перевооружения, связанные с процессом индустриализации [9]. Как известно, выделяют три варианта индустриализации: а) когда ставка делается на развитие легкой и пищевой промышленности (так называемый капиталистический вариант индустриализации); б) ставка делается на развитие тяжелой промышленности (социалистический вариант индустриализации); в) когда нет четкой направленности на развитие какой-то одной группы отраслей промышленности. Как правило, ставка на капиталистический вариант индустриализации приводит к более длинному сроку технического перевооружения экономики по сравнению с социалистическим вариантом индустриализации. Кроме выделения разновидностей индустриализации, связанных с внутренними факторами, выделяют - экспортоориентированный и импортозамещающий варианты индустриализации, связанные с внешними факторами. В постсоветских государствах можно предложить рассмотреть разные варианты модернизации экономики. В виде двух крайних вариантов предлагаются следующие: от ставки на 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz