Север и рынок. 2015, N 1.

Через арктические порты проходят грузы северного завоза, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе малых народов Севера, и освоения природных богатств. Развитие базовых арктических портов (Мурманск, Архангельск и Петропавловск-Камчатский) следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, экономическому развитию регионов. Потребуется масштабное обновление и расширение портовой инфраструктуры, а также создание крупных логистических узлов мирового уровня. Все это - стимул для роста конкурентоспособности отечественной экономики. В перспективе арктические порты будут ориентированы на перевалку топливно­ энергетических ресурсов (сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа). При этом нефть и газ будут поступать в порты с шельфов северных морей. В Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России предусмотрено, что в портах Арктического бассейна, в будущем ориентированных в основном на перевалку углеводородов, добываемых на арктическом шельфе, к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку наливных грузов до 113.1 млн т в базовом сценарии (до 120.8 млн - в экспертном). Для их перевалки построены порты Варандей, Харасавэй и строятся новые. Строительство новых портов, в том числе Сабетта, осуществляется в труднодоступных районах, что требует значительно больших инвестиций, чем строительство портов в других бассейнах [14]. В целях освоения арктических пространств и ресурсов Российской Федерацией должны быть решены три основные задачи: • закрепление прав на эксплуатацию СМП как национальной транспортной магистрали; • расширение экономической зоны по геологическим и геоморфологическим признакам; • закрепление экономического и научного присутствия на Шпицбергене и в его сопредельных водах. В современной геополитике и международных отношениях присутствуют различные тенденции и суждения относительно перспектив развития АЗРФ. Какой из возможных сценариев будет развиваться в дальнейшем: алармистский, конфронтационный, связанный с нарастанием конфликтности, силовым противоборством, милитаризацией, или направленные на стремление к стабильности, диалогу и взаимопониманию, учетом интересов друг друга, покажет время [2]. В геополитической ситуации требуется постепенный отказ от политических целевых установок, методов экономической деятельности. Наиболее вероятен активный поиск мировым сообществом форм и методов кооперации и интеграции, расширение и углубление взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в изучении причин обострения проблем самого различного характера и разработка эффективных методов их разрешения совместными усилиями государств, составляющих мировое сообщество [15]. Обеспечение геоэкономической стратегии России в Арктике требует осуществления комплексной, достаточно масштабной протекционистской политики и государственной поддержки, а также формирования новых, адаптированных к реалиям и современным геоэкономическим вызовам институтов и механизмов их взаимодействия на арктических территориях [16]. Литература 1. Селин В.С., Цукерман В.А. Геополитические и экономические факторы обеспечения суверенитета России в Арктике // Россия и современный мир. 2008. № 2 (59). С. 76-84. 2. Голдин В.И. Арктика в международных отношениях и геополитике в XX - начале XXI века: вехи истории и современность // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки (Международные отношения и геополитика в Арктике). 2011. № 2. С. 22-34. 3. Olav Shram S. Environmental security in the Arctic. Режим доступа: http://www.sv.uio.no/isv/english/people/aca/olavssto/ ( дата обращения: 19.2.2015). 4. Arctic Council Secretariat. Kiruna Declaration. Kiruna, Sweden, 15 May 2013. Режим доступа: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/document-archive/category/425-main-documents-from- kiruna-ministerial-meeting ( дата обращения: 19.02.2015). 5. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / Загорский А.В. и др. М.: Спецкнига, 2012. 40 с. 6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 18 сентября 2008 г. N Пр-1969. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz