Север и рынок. 2015, N 1.
отраслевых стандартов. Неполнота, нестабильность и изменчивость норм и правил изучения и освоения ресурсов провоцируют дополнительные риски для недропользователей и арктических регионов. Отсутствует научно обоснованный экономический механизм контроля за исполнением лицензионных соглашений. Из-за несовершенства государственного регулирования в области природопользования и межбюджетных отношений, арктические территории несут значительные финансовые потери. Не используется в должной мере государственное стимулирование развития различных видов деятельности в Арктике. Основой регионального присутствия России в Арктике является разработка месторождений природного газа. Освоение этих месторождений имеет фундаментальное значение не только для экономического развития регионального пространства, но и для обживания арктических территорий как фактора регионального присутствия России в Арктике. В связи с этим новая газотранспортная система, которая будет обеспечивать транспортировку газа с арктических месторождений как в морском, так и в сухопутном, становится не только ключевым звеном единой газотранспортной системы России, но и коммуникативным фактором обеспечения территориальной целостности России и единства экономического пространства региона [11]. Следует особо подчеркнуть, что в условиях сырьевой направленности экономики России функционирование пространственно-локализованных экономических систем на базе арктических ресурсов углеводородов становится основой освоения регионального пространства. В целом, региональное хозяйство АЗРФ представляет собой стратегический резерв, определяющий макрокритическое позиционирование России на мировых рынках и в глобальной системе международных отношений [12]. Реализация проектов освоения углеводородов арктических морей требует значительной координации действий, которые должны осуществляться не в рамках отдельных проектов разработки месторождений, а с развитием единого территориального топливно-энергетического комплекса на шельфе и побережье Печорского, Баренцева и Карского морей, связанного единой инфраструктурой и системой жизнеобеспечения, главную роль в которой играет СМП [13]. Портовая инфраструктура крайне важна для развития судоходства по СМП. Организация прямого выхода глубинных районов Сибири на мировой рынок по системе «Енисей - СМП» с широким использованием судов типа «река-море» (например, для грузов Красноярского края и Якутии) могла бы дать наряду с международной торговлей существенное увеличение объемов грузов по трассе СМП, обеспечив загрузку арктических портов. В Арктическом бассейне расположены 19 российских морских портов, которыми перерабатывается около 80% от общего грузооборота российских портов. Порты Арктического бассейна можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша, имеющие железнодорожные подходы, связанные с транспортной системой страны. Эти порты переваливают более 80% грузов проходящих через бассейн. Ко второй - порты, обслуживающие потребности ОАО «ГМК Норильский никель». Это Варандей и Дудинка. К третьей группе относятся остальные 13 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, они обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых расположены. К третьей группе относятся остальные 14 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации и которые в настоящее время обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены с ближайшими окрестностями. Их пропускная способность используется в среднем на 25%, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота далеко не очевидны. Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов являются: • экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые; • обеспечение арктического транзита и обслуживания судов, работающих на трассах Северного морского пути включая суда под российским государственным флагом; • обеспечение жизнедеятельности и развития арктических регионов, их внешнеторговых связей и туризма. Все порты арктического бассейна (кроме незамерзающего Мурманска) большую часть года работают в условиях низких температур, покрытой льдом акватории. Доставка грузов в порты осуществляется под ледовой проводкой линейных ледоколов, в том числе атомных. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz