Север и рынок. 2015, N 1.

• модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса. Главными целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются [7]: • в сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы АЗРФ, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья; • в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в АЗРФ, - обеспечение благоприятного оперативного режима, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе; • в сфере экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; • в сфере информационных технологий и связи - формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей; • в сфере науки и технологий - обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики; • в сфере международного сотрудничества - обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация. Правительство Российской Федерации 21 апреля 2014 г. приняло Постановление № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (далее Программа). Программа предусматривает вложения в экономику арктической зоны и северных регионов более 1.9 трлн руб., из них из бюджетов всех уровней 0.6 трлн руб. Одна из целей Программы - защита национальных интересов Российской Федерации от посягательств со стороны многих стран мира, особенно в связи с разворачивающимися конфликтами вокруг добычи углеводородного сырья на шельфе Северного Ледовитого океана. АЗРФ является стратегической ресурсной базой будущего развития страны на длительную перспективу. В последнее время все острее рассматривается проблема истощения запасов углеводородов. В России из разведанных запасов углеводородного сырья 80% находится на шельфе. Пока в России на шельфе добывается всего около 3% нефти. В мировом исчислении добыча на шельфе составляет порядка 40%. При этом добыча углеводородного сырья на суше ежегодно уменьшается на 2-6% в год [8]. Реализуются также другие правительственные программы по освоению ресурсов Арктики, основные из которых: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 г., Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 г., ФЦП «Воспроизводство и использование природных ресурсов», Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития приарктических субъектов РФ. Несмотря на многочисленность официальных программных документов, нельзя констатировать благополучное состояние освоения природных ресурсов, в первую очередь, в нефтегазовом секторе АЗРФ. Кроме того, следует признать низкий уровень инновационных технологий освоения шельфовых месторождений и несовершенсво транспортной инфраструктуры [9]. Перспективные месторождения на шельфе характеризуются сложностью разработки, удаленностью от континента, большими глубинами, суровостью климатических условий, сложным рельефом дна моря. Ученые считают недостаточным и объем мониторинга и опыта работы в арктических условиях. Требуется разработка и реализация потенциально новых технологий. Работы требуют серьезных финансовых вложений и привлечения крупных корпораций мирового уровня. Для разработки месторождений углеводородного сырья необходима реализация инфраструктурных проектов [10]. Российская модель освоения ресурсов арктического шельфа формируется в период отставания институционального блока, в том числе технических регламентов, национальных и 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz