Север и рынок. 2015, N 1.
• признают, что Арктика является прежде всего населенным регионом с разнообразными экономиками, культурами и обществами; • выражают озабоченность тем, что глобальные выбросы парниковых газов приводят к быстрым изменениям климата и физической среды Арктики, оказывающим широкое воздействие на общества и экосистемы и приводящим к последствиям по всему миру; • заявляют о срочной необходимости усиленных действий на национальном и глобальном уровнях по смягчению последствий и адаптации к изменению климата; • отмечают достигнутый значительный прогресс в укреплении сотрудничества в рамках Арктического Совета и подтверждают его лидерство в принятии конкретных действий по реагированию на новые вызовы и возможности • постановляют совместно действовать в связи с изменениями климата и сотрудничать в рамках защиты арктической окружающей среды, укрепления Арктического Совета. Следует отметить, что кроме приарктических стран, заявляют свои интересы в Арктике целый ряд европейских стран, а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Бразилия. Стратегические интересы стран самые различные. Определенными странами создают коалиций. Фактически создаются целые блоки арктического законодательства, предусматривающего международное сотрудничество, безопасность, мореплавание и т.д. Созданный в 2011 г. Российский Совет по международным делам подготовил предложения к дорожной карте международного сотрудничества в Арктике на 2012-2018 гг., определяющие последовательные шаги и взаимодействие в следующих областях: правовой, институциональной, экологической, природоресурсной, военной, научно-исследовательской, а также транспортной [5]. При разработке геоэкономической стратегии позицирования в Российской Арктике следует придерживаться двух основополагающих принципов: глобальности и суверенности. Глобальность предусматривает, что Российская Арктика является составной частью мировой Арктики и все процессы необходимо исследовать с учетом международных тенденций и нормативных актов и расстановки действующих сил. Суверенность предусматривает, что Российская Арктика является важнейшей частью национальной социально-экономической системы и все меры регулирования должны быть направлены на защиту национальных интересов и суверенитета страны. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются [6]: • использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; • сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; • сбережение уникальных экологических систем Арктики; • использование Северного морского пути (СМП) в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Национальные интересы определяют главные цели, основные задачи и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике. Стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются [6]: • осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов РФ; • комплексное социально-экономическое развитие; • наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также в предотвращении техногенных катастроф и ликвидации их последствий; • активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества; • создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; • содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства; • расширение фундаментальных и прикладных научных исследований; • развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий; 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz