Север и рынок. 2015, N 1.

Abstract . Abstract: In the modern geopolitics various trends regarding the prospects of development in the Arctic are present. In the work it is shown that the value of geo-economic strategy of the Arctic territories and water areas of Russia will consistently increase. The contradictory trends that determine the balance and interactions of various forces associated with the development strategy of the Arctic regions are examined. The main objectives, tasks and strategic priorities of Russia's state policy in the Arctic zone of the Russian Federation, to protect national interests are clarified. The importance of formation and implementation of government programs and activities, economic development of the Arctic territories that are associated exclusively with the geo- economic factors - the natural competitive advantages of Russia in the field of environmental management and development of a regional system of communication, especially the Northern Sea Route (NSR) are determined. The problems of implementation of projects of hydrocarbon resources extraction on the shelf of the Arctic seas and establishing baseline Arctic harbors to further socio-economic development and competitiveness of the domestic economy are examined. Ensuring the geo-economic strategy of Russia in the Arctic requires implementation of a complex, large-scale protectionist policy and government regulations. In order to develop the Arctic space and resources, the Russian Federation should address the three main objectives: securing the rights to operate the Northern Sea Route as a national transport corridor, extending the economic zone by geological and geomorphological attributes, securing of economic and scientific presence on Spitsbergen and its adjacent waters. Keywords: Arctic territories, national interests, strategic priorities, geopolitics, international relations, hydrocarbon resources, the Northern Sea Route, harbors. Роль арктических территорий и акваторий в национальной социально-экономической системе будет только возрастать, что обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, огромные запасы природных ресурсов, интерес к которым мирового сообщества будет возрастать по мере их истощения в других мегарегионах. В принципе, продвижение людей на Север всегда было в подавляющей степени связано с освоением ресурсов, и в обозримой перспективе тенденции сохранятся. Во-вторых, это транспортные коммуникации, временно находящиеся в стадии спада, но способные резко укрепить свои позиции при благоприятных климатических условиях. В-третьих, это серьезный экологический резерв, имеющий не только биологическое, но и рекреационное значение. Наконец, это огромные пространства суши и воды, площадь которых исчисляется в миллионах квадратных километров, а хозяйственное значение в определенных условиях может многократно возрастать [1]. В условиях развернувшейся борьбы за Арктику сформировалась принципиально новая геополитическая ситуация. По-существу, определились несколько групп интересов и претензий. Особо усиливается заинтересованность государств, имеющих непосредственный выход к Северному Ледовитому океану. Это прежде всего Канада, Норвегия, Россия, Дания (Гренландия), США (Аляска), которые стремятся играть основную роль в разделе Арктики и в арктической политике. К этим пяти странам добавляются три государства, прилегающие к Арктике: Финляндия, Швеция и Исландия. Все восемь приарктических стран входят в состав учрежденного в 1996 г. Арктического Совета[2]. Арктические страны разработали и приняли за последние годы на государственном уровне программные документы и стратегии, выражающие их намерения в освоении Арктики, в которых подчеркивается верховенство закона и необходимость международного сотрудничества [3]. Некоторые положения стратегий совпадают, прежде всего в следующих направлениях: • значение арктических территорий распространяется не только на отдельные государства, но и на Север планеты, при этом Арктика признается ресурсной базой как для конкретной страны, так и для мирового сообщества; • США, Канада, Норвегия и Россия претендуют на исключительное лидерство и решают задачу укрепления своего суверенитета над соответствующим сектором Арктики; • США, Канада, Норвегия и Россия планируют развитие экономики, социальной сферы, охрану окружающей среды своего арктического сектора и дальнейшее развитие научных исследований; • приарктические страны считают необходимым присутствие специальных группировок войск, строительство военных баз и соответствующей инфраструктуры. По результатам Восьмой Министерской сессии Арктического совета 15 мая 2013 г. в г.Кируна (Швеция) была принята Кирунская декларация, в которой отражены следующие моменты [4]: • признают важность поддержания мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктике; • признают важность устойчивого использования ресурсов, экономического развития и охраны окружающей среды; 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz