Север и рынок. 2015, N 1.

в рамках проекта. Это позволяет получить технологическую поддержку, дополнительные объемы инвестиций у международных организаций на более привлекательныхусловиях, нежели корпоративные кредиты, т.е. привлекать значительные средства под низкий процент на длительные сроки, а также снизить риски для госкомпаний. Так, для разработкиШтокманского месторождения (запасы составляют 3.9 трлн м3газа по категории С1, конденсата - 53.3 млн т по категориям С1-С2), лицензией на которое владеет ООО «Газпром нефть шельф» (на 100% принадлежит «Газпрому»), было создано совместное предприятие Shtokman Development AG, акционерами которого являлись «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%). В феврале 2013 г. «Роснефть» получила для разработки пять участков шельфа в Баренцевом море , по т ри в Чукотском море и море Лаптевых и один в Карском море. Часть из них будет передана в российско-американское СП с участием Exxon Mobil. Россия также подписала базовые условия соглашения в отношении доли участия (25%) в нефтегазовом проек те Point Thomson н а севе ре Аляски, оператором которого является Exxon Mobil [14]. Для нефтегазовых компаний одной из важнейших составляющих капитализации являются запасы сырья на их балансе. Поэтому компании стремятся приобрести лицензии на новы е месторождения в не зависимости от наличия современных технологических решений. Например, согласно действующему Федеральному закону «О недрах» [15] разрабатывать российский шельф могут только компании с государственным участием свыше 50% и опытом работы на российском шельфе более 5 лет. Таким образом, правом разрабатывать российский шельф обладают «Газпром» и «Роснефть», которые заинтересованы в сохранении этой ситуации. Чтобы компания развивалась, ей необходимо усилить свое влияние за рубежом, привлеч ь иностранные инвестиции и получить доступ к новейшим технологиям геологоразведки и добычи. Именно с этой целью в октябре 2012 г. «Роснефть» сделала официальное предложени е BP о покупке у ТНК-ВР 50%-й доли за 28 млрд долл. США, рассчитывая, что после завершения сделки капитализация «Роснефти» может превысить 100 млрд долл. США. Современный потенциал экономического развития северных территорий и Арктики на долголетний стратегический период развития определяется крупнейшими предприятиями горнопромышленного комплекса. Добывающая промышленность останется ведущим фактором и на долгосрочную перспективу. Она будет продолжать оказывать влияние на социально-экономическое развитие общества территорий Крайнего Севера и Арктики, а с открытием крупных месторождений углеводородов на шельфе даст возможность полного удовлетворения потребностей арктических территорий в топливе, передаче его в центральные районы страны и на экспорт. Выводы В настоящее время арктическое направление ставится государством на главную позицию. Оно является стратегически важным проектом страны и на ближайшую перспективу. Мурманская область имеет серьезные предпосылки стать центром развития проектов освоения арктических пространств. Причем при повышении уровня инновационного наполнения инвестиций, которые являются фактором, определяющим темпы экономического роста, может быть обеспечено, в том числе за счет изменений в налоговой политике, применения более гибких методов. Полагаем, что в совокупности ресурсный потенциал не только Мурманской области, но и всей арктической территории в долгосрочной перспективе сможет стимулировать интенсивное развитие Арктической зоны Российской Федерации. Реализация принципа устойчивого развития особенно важна при переходе от консервации природных ресурсов к активному природопользованию в Арктике. Поэтому современной стратегической задачей является не только экономический рост, но и его качество. Кроме того, при этом должны учитываться возможные риски, прогнозироваться последствия принимаемых решений. И поскольку современные технологии рентабельны только при существенном масштабе производства и ориентированности на высокий спрос, построению новой экономики с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой может способствовать реализация масштабного проекта на основе не только межотраслевой, но и международной кооперации, такого как освоение шельфа Арктики и развитие территории Арктической зоны Российской Федерации. Литература 1. Мурманская область в XXI веке: тенденции, факторы и проблемы социально-экономического развития. Апатиты: Изд. КНЦЦ РАН. 2009. С.108. 2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально­ экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/ 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz