Север и рынок. 2014, N 6.

Поиск рациональных способов решения существующих проблем и ответов на новые вызовы развития регионов и муниципалитетов российского Севера и Арктики ставит множество задач перед научным сообществом. Участники секции считают в качестве приоритетных на современном этапе следующие направления и задачи исследований. 1. В сфере развития научных основ формирования региональной политики, осуществляемой федеральными органами власти: • научное обоснование направлений совершенствования территориальной политики, направленной на обеспечение сбалансированного, экономически эффективного и социально приемлемого развития регионов Севера и его арктической составляющей; • совершенствование методологии определения перспективных направлений социально-экономического развития регионов Севера и Арктики, адекватно учитывающих особенности и современные геоэкономические вызовы пространственного развития страны; • систематизация закономерностей, принципов и факторов пространственного развития регионов Севера и Арктики, обеспечивающих теоретический задел регионального развития и управления; 2. В сфере развития научных основ формирования политики, направленной на укрепление местного самоуправления и социально-экономического развития муниципальных образований российского Севера и Арктики: • разработка научных основ и направлений государственной стратегии развития местного самоуправления в регионах российского Севера и Арктики с учетом специфики этих регионов; • научное обоснование и разработка предложений по укреплению экономической базы и бюджетной обеспеченности местного самоуправления как ключевого условия решения острых текущих проблем жизнедеятельности, формирования и реализации стратегий будущего социально-экономического развития муниципальных образований; • разработка методического обеспечения формирования и реализация стратегических планов развития муниципальных образований в условиях российского Севера и Арктики; • исследование и подготовка предложений по совершенствованию правового и организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности муниципальных образований, а также создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климатадля привлечения инвестиций; • формирование теоретической и методологической основы разработки и реализации стратегий устойчивого социально-экономического развития городов с монопрофильной экономикой в условиях российского Севера и Арктики; • выявление и обобщение лучших отечественных и зарубежных практик и разработка моделей организационно-экономических механизмов развития малого и среднего предпринимательства и инноваций на муниципальном уровне, прежде всего ориентированных на более полное использованием местных ресурсов с учетом особенностей Севера и Арктики. Секция «Тенденции государственной и корпоративной финансовой политики в Арктике в новых геоэкономических условиях» В работе секции приняли участие специалисты научно-исследовательских организаций, законодательных и исполнительных органов власти, вузов, предприятийРоссии, которыми было представлено 17докладов В докладах и обсуждениях участники отметили, что изменения в бюджетном, налоговом, корпоративном законодательстве России последних десяти лет, направленные на совершенствование системы межбюджетных отношений, региональных финансов и корпоративной среды, практически не способствуют достижению положительных эффектов в бюджетной и корпоративной сфере. Система управления общественными финансами в РФ продолжает оставаться жестко управляемой из центра моделью унитарного бюджетного устройства страны. Соответственно, региональные и местные бюджеты занимают подчиненное по отношению к федеральному уровню положение, превращены в придатки консолидированного бюджета РФ, выполняя пассивную роль исполнителей в осуществлении бюджетныхполномочий. Имеет место неравномерность потоков и в корпоративном секторе, обусловленная спецификой формирования российского бизнеса на базе крупномасштабных производств и слабостью институционального сопровождения рыночных преобразований. Наиболее остро проблема финансовой обеспеченности стоит в регионах Севера и Арктики, где финансирование расходных обязательств осложняется дополнительными расходами, вызванными северными условиями жизнедеятельности, а направленность структурообразующих корпоративных финансовых потоков 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz